Новое Творение (1903-1904)

Смотри также:

Подробная Биография Чарльза Тейз Рассела

Предыдущая страница: 1899-1902 – Примирение между Богом и Человеком


НОВОЕ ТВОРЕНИЕ

(1903-1904)


1903 ГОД


(Расселу 51 год)

(Четвертый призыв Жатвы Евангельского Века 1901-1904)
(Четвертый Просев Жатвы Евангельского Века 1901-1904)

Ямайка. Красная точка это Аллегейни

В начале 1903 года пастор Чарльз Рассел выразил мнение, что тома Рассвет Тысячелетия, журнал Сторожевая Башня Сиона и многочисленные ранее опубликованные библейские трактаты лучше всего помогают всем тем, кто страстно желает познать Господа. Поэтому, чтобы пробудить еще больший аппетит у всех учеников школы Христа, он сделал чрезвычайно интересное предложение. Он посоветовал постоянным читателям Сторожевой Башни Сиона направлять в штаб-квартиру Общества Сторожевой Башни адреса всех, кто хочет прочитать тома Рассвет Тысячелетия. Они должны были получить книги взаймы для чтения. Кроме того, в предложение входила трехмесячная бесплатная подписка на журнал Сторожевая Башня Сиона. Предложение было чрезвычайно заманчивым, тем более что по специальной акции можно было купить том Рассвета Тысячелетия всего за 25 центов. Никакая другая книга в мире никогда не продавалась по такой цене.

В феврале того же года пастор Рассел послал Дж. Брауна как пилигрима на Ямайку. Ему предстояло посетить 14 мест, где собирались от 3 до 17 постоянных читателей Сторожевой Башни Сиона. Вероятно, это был первый темнокожий, которого направило на христианскую миссию американское библейское общество, которым руководили белые люди. Этот факт доказал правдивость взглядов Чарльза на расовые проблемы, которые он ранее излагал в своем издании. То, что он раньше учил в теории, теперь претворяет в жизнь. Пастор Рассел учил о расовом равенстве перед Богом.

  * * *

     Эфраим Ллевеллин Итон

  Учение пастора Рассела вызвало большое негодование среди духовенства ортодоксальных церквей номинального христианства, ряды которых все более сокращались. Недовольные окостеневшими формулами своих церквей, они искали библейскую истину в собраниях исследователей Библии. По этой причине духовенство вызвало Рассела на публичный спор, в котором, – как они думали, – будет повержены, и полностью отвержены взгляды, которых придерживался «самозваный пастор».

  Пастор методистско-епископальной церкви Ефраим Ллевелин Итон из Питтсбурга, доктор Эфраим Ллевеллин Итон, был избран в качестве достойного противника Рассела. Он был образованным академическим теологом, популярным проповедником и одним из самых острых критиков Рассела.

  10 марта 1903 года представитель питтсбургского союза духовенства официально предложил пастору Расселу провести открытые дебаты на согласованные библейские темы. Итон предложил провести дискуссию в Карнеги Холл в конце октября – начале ноября того года. Следующее письмо он написал Расселу:

«Веря в то, что ничто так не помогает понять истину или учение, как глубокая и полная дискуссия, и что все хорошее, что привлекает внимание и интерес тех, кто небезразличен к библейской истине, заслуживает похвалы; Я собираюсь организовать публичные дебаты по некоторым из тех вопросов, по которым мы с вами расходимся, которые мы оба считаем относящимися к христианской системе и которые будут представлять большой интерес для общественности и, возможно, принесут духовную пользу для тех, кто выслушает ее, при условии, что обсуждение будет проводиться, – как я думаю, – в христианском духе, с моральным и духовным рвением. Вот почему я решил привлечь ваше внимание к этому вопросу и спросить, не желаете ли вы участвовать в этой совместной дискуссии в соответствующее время и в соответствующем месте в этом городе».

  Чарльз хорошо знал зал в Карнеги Холл, и понимал, что одно лишь появление его имени на плакатах привлечет большое количество слушателей, которые будут внимательно слушать богословскую дискуссию. Большой зал и большая аудитория в сочетании с возможностью публично изложить свои взгляды – вот чего пастор искал давно. Такая публичная дискуссия, безусловно, должна была привлечь внимание не только духовенства и их сторонников, но также представителей местной прессы и тех, кто стремится понять библейскую истину. Поэтому на протяжении двух дней он с большим оживлением и активностью принял вызов. Он ответил следующими словами:

«Уверяю вас в моих искренних христианских чувствах, с которыми я отвечаю. Я согласен с вами в том, что предлагаемое вами общественное обсуждение – наши расхождения во взглядах на учение Библии – должно принести пользу и побудить нас и всех изучающих Библию к ее исследованию. Я принимаю ваше предложение и взаимно заверяю, что известное «золотое правило» обеспечит христианскую вежливость высочайшего уровня».

* * *

КОНВЕНЦИЯ В АТЛАНТЕ

                Конвенция в Анланте 1903 г.

  Сразу после этой церемонии Рассел отправился в Атланту, шта Джорджия, где 4-5 апреля состоялась генеральная конвенция. На ней присутствовало 150 человек, а в воскресенье после обеда на публичную проповедь пришло наибольшее число людей − 450 человек. Крестились 19 человек. Позже Рассел писал, что конвенция стала большим благословением для многих участников.

* * *

В пятницу, 10 апреля 1903 года, пастор и 350 братьев из местного собрания в Аллегейни отпраздновали Вечерю Воспоминания смерти нашего Господа. При этом крестились 18 человек.

Позже, когда в Библейский Дом поступили сообщения, выяснилось, что число людей, пришедших на Вечерю Воспоминания, было самым большим из когда-либо зафиксированных. В Бостоне присутствовало 142 человека (32 крестились), в Филадельфии 130 человек (14 крестились), в Чикаго 125 человек, в Нью-Йорке 71 человек и т.д. Отчеты были доказательством тесных связей, которые царили между местными собраниями и пастором Расселом.

* * *

ИЗМЕНЕНИЯ В РАБОТЕ ВОЛОНТЕРОВ

  В то же время Чарльз в 1903 году предложил изменить концепцию волонтерской работы. Они должны были отказаться от раздачи «Сторожевых Башен» и трактатов по воскресеньям перед церквями в пользу увеличения количества времени, затрачиваемого на хождение от дома к дому. Пастор рекомендовал избегать районов, населенных католиками. Он писал, что «распространение там трактатов будет означать пустую трату времени, усилий и ресурсов».

  «Мы думали о том, чтобы внести это изменение в этом сезоне, что могут быть люди, к которым мы сможем добраться таким образом, и которые уже отделились от церкви. Мы видим, что сегодня есть много думающих людей, которые редко ходят в церковь, иногда по одной причине, иногда по другой. Среди них одни из самых прилежных, богобоязненных и благочестивых, которые должны быть оправданы под влиянием настоящей Истины. Мы должны найти их.

  Наша договоренность с типографами заключается в том, что два трактата, которые будут нашей «амуницией» в этом году, будут комплектоваться попеременно. Задумка состоит не в том, чтобы давать обе в каждом доме, а в одном, чтобы соседи могли обмениваться друг с другом и, таким образом, пользоваться преимуществами большего разнообразия чтения.

  Этот новый метод распространения донесет информацию во многие места, куда в предыдущие сезоны так называемые «капитаны» не доходили, тем не менее, мы хотели бы, чтобы они теперь разделили города и районы города, чтобы можно было добраться до каждого дома в каждом районе и раздать трактаты, и чтобы труженики не пересекались. Мы рекомендуем проводить распространение в воскресенье утром, в то время, которое покажется нашим друзьям наиболее удобным, хотя это доставит неудобство тем, кто с удовольствием посвящает свое время этому служению».

  Для волонтеров подготовлено более двух миллионов трактатов: «Почему вы последними приветствуете возвращающегося Царя?», «Протестанты, Пробудитесь!» и «Божественный план веков для спасения людей. Почему было допущено зло».

  * * *

ЧЕТВЕРТАЯ ЕВРОПЕЙСКАЯ ПОЕЗДКА

  14 апреля 1903 года пастор Рассел снова уехал в Европу. Он уехал из Питтсбурга на поезде, но на следующий день в порту братья из нью-йоркского собрания попрощались с ним. На борту парохода «Нью-Йорк» он отправился в Соединенное Королевство Великобритании и Ирландии. Он получил разрешение от капитана корабля, и ему разрешили проводить короткое 30-минутное служение каждое воскресное утро. Однако только пять пассажиров проявили достаточный интерес, чтобы пастор пригласил их на библейскую беседу − только двое из них проявили серьезный интерес.

  «Насколько я могу судить, около половины пассажиров были христианами, и около двух третей из них были епископалианами, ни один из которых не проявил интереса. Из двух проявивших интерес один был баптистом, а другой методистом. Баптистский пастор на борту заявил, что он был эволюционистом и глубоко симпатизировал «высшей критике», отрицая, что Господь купил нас. Под давлением Писания он отрицал авторитет Павла и других апостолов, настаивая на том, что они придерживаются только жизни и слов Иисуса. Столкнувшись со словами нашего Господа, Который пришел, чтобы «отдать душу Свою на выкуп за многих», он избегал дальнейшей дискуссии».

 Четвертая поездка в Европу, 1903 г.

  По прибытии в Саутгемптон Чарльз встретил Эрнеста Хеннингеса, который незадолго до этого отправился в Англию, чтобы подготовить визит пастора (он находился в Лондоне и его окрестностях с 5 апреля). 25-26 апреля в Лондоне прошла двухдневная конвенция (посещаемость в субботу составила 400 человек, а в воскресенье достигла 800). Помимо чтения лекций, Рассел также служил на собрании вопросов и ответов. Как он сам говорил: «Многие вопросы указывали на глубокое знание предмета, столь близкого всем нам». Во вторник, 28 апреля, пастор отправился на корабле в Королевство Дания, где встретился с 200 сторонниками в Копенгагене. В воскресенье, 3 мая, он прибыл поездом в Стокгольм, столицу Королевства Швеции. Накануне там началась двухдневная конвенция, на которой присутствовало 250 человек. Чарльз оценил, что «некоторые зрители − около половины − внешне не были полностью вовлечены в настоящую Истину. Но они, очевидно, были искренними христианами, и мы можем разумно надеяться, что некоторые из них могут быть благословлены Господом через те или иные средства, что они «могли постигнуть со всеми святыми, что широта и долгота, и глубина и высота, и уразуметь превосходящую разумение любовь Христову» (Еф. 3:18). На собрании в понедельник присутствовало 100 человек. Затем пастор отправился поездом в Мальмё, а затем на корабле в Копенгаген.

  «Одна дорогая шведская сестра, школьная учительница [говорящая по-английски], которая знала истину всего полтора года, но за это время много сделала для того, чтобы познакомить с ней других, приехала встретить нас в Копенгаген, ездила с нами в Стокгольм и вернулась с нами в Копенгаген, а затем вернулась домой. На прощание она подарила нам цветы со словами: «Это не от меня, а от всех дорогих шведских друзей истины». Я была первой, кто вас встретил, и теперь я последняя, кто вас провожает и желает вам удачи, поэтому, пожалуйста, примите эти цветы в знак нашей христианской любви к вам и работе, которую дал вам Господь». Эта дорогая сестра, усердно работая, проехала более 700 миль, чтобы насладиться и насытиться истиной и показать свою любовь к ней. Стоит ли удивляться тому, что я сейчас напишу: Я никогда не забуду своего визита в Скандинавию, и я всегда буду молиться и просить у Господа благословения на Его работу там».

  Затем пастор сел на поезд до портового города Корсёр, откуда он сел на корабль в Киль в Германской Империи. Там он увидел военную яхту кайзера Вильгельма II и 25 немецких военных кораблей. Оттуда сначала по железной дороге, а затем на корабле он вернулся в Лондон. После небольшого отдыха он отправился в Шотландию, где в городе Глазго (9-10 мая) состоялась конвенция. В субботу проповеди посетило 400 человек, а в воскресенье − до 1000. Затем он посетил город Данди, откуда отправился на двухдневную конвенцию в Эдинбург (13-14 мая). Пастор очень ценил то, что некоторые из участников проделали путь в 450 км, чтобы попасть на конвенцию: одна сестра ехала два дня и две ночи с Шетландских островов. Следующая конвенция прошла в Англии − в Ливерпуле (16-17 мая). Посещаемость составила 300 человек в субботу и 600 в воскресенье. Оттуда пастор отправился в Бирмингем и Манчестер, где также встречался с членами местных собраний. Затем он отправился на пароходе в Ирландию, в Дублин, где 21-22 мая проходила двухдневная конвенция. 24 мая пастор встретился с заинтересованными в Белфасте, прежде чем отправиться на корабле в Глазго, Шотландия. Оттуда он отправился поездом в Лондон, а затем в Германию, в Эльберферд (ныне район Вупперталя).

  Развивая дело Жатвы, пастор Рассел открыл зарубежный офис Общества Сторожевой Башни в Эльберферде. Следовательно, работа должна была распространиться на Германскую Империю, Французскую Республику, Швейцарскую Конфедерацию, Соединенное Королевство Италия, Королевство Дания и Королевство Швеция. Там пастор встретился с около 100 человеками. Представительство в Германии возглавил Эрнест Хеннингес, уже имевший соответствующий опыт работы в Великобритании.

   Затем пастор посетил Мюлуз, Франция, а 29 мая прибыл в Базель, Швейцария. 30-31 мая Рассел посетил двухдневную конвенцию в Цюрихе. Присутствовало 170 человек, в том числе два брата из Венгрии. Затем пастор посетил город Невшатель, где посетил прекрасные окрестности. На обратном пути он остановился еще на два дня в Лондоне. Он описал свое возвращение в Соединенные Штаты следующими словами:

  «Наше обратное путешествие было на том же большом пароходе, на котором мы плыли в ту сторону – «Нью-Йорк». Господь дал возможность раздавать трактаты, а также служения в воскресенье после обеда [во второй каюте] – в результате чего мы надеемся собрать хотя бы два зёрнышка «пшеницы». На борту был приятный пастор епископальной церкви, но разговор выявил тот факт, что, как и пастор, которого мы встретили по пути туда, он не был христианином − не верил в грехопадение и, следовательно, не верил в искупление от «проклятия» или осуждения, не верующий в своем грехопадении в искупление. Существует множество свидетельств того, что грехопадение, упомянутое пророком, зашло уже очень далеко: «Тысячи падут рядом с тобой». Видимо, вожди христианских чувств и обрядов уже отпали от веры.

  Нас поразило отсутствие интереса у пассажиров к религиозным вопросам. Большая библиотека на борту была полна произведений художественной литературы, но, казалось, никого не интересовали религиозные вопросы, особенно среди высшего класса. Они перестали бояться вечных мучений, и они не ищут ничего, что могло бы занять это место. Отвержение «ада» стало означать полное отречение от веры в Библию как вдохновленное Слово Божье. [Как жаль, что небиблейские теории работают!]».

  Несмотря на это, у пастора остались очень положительные впечатления от этой поездки в Европу. Он встретился с многими братьями и сестрами, ободряя их быть еще более ревностными в служении Господу. В то время, когда он не участвовал в конвенциях, он встречался с пилигримами, старшими и другими приверженцами настоящей истины. Он отвечал на вопросы, помогал разобраться в сложных проблемах, назначал новых руководителей волонтерской службы, а также находил время для отдыха и восстановления.

* * *

КОНВЕНЦИЯ В ДЕНВЕРЕ

Конвенция в Денвер, 1903 г. и те штаты, из которых приехали братья (красная точка это Аллегейни)

  10-12 июля 1903 года в Денвере, штат Колорадо, состоялась генеральная конвенция. Около 350 человек прибыли из штатов Калифорния, Небраска, Южная Дакота, Айова, Канзас, Арканзас, Техас, Оклахома, Юта, Иллинойс, Индиана и Огайо. Крещено 36 человек. На публичной проповеди присутствовало около 900 человек.

  В августе 1903 года вышел специальный выпуск «Сторожевой Башни Сиона», содержащий первый том книги Millennial Dawn: The Divine Plan of the Ages (Рассвет Тысячелетия: Божественный План Веков). Он поставлялся за 5 центов в США и 7 центов в Канаду. Пастор подготовил заказ для типографии на 300 тысяч экземпляров (к сентябрю было продано 100 000). Тома Рассвета Тысячелетия обычно продавались по 25 центов каждый, что было чрезвычайно низкой ценой. В то время иногда можно купить книгу со скидкой в ​​2 или 3 доллара за каждую, но никогда книга не стоила десять центов. Это способствовало их большей доступности и популярности. В то же время пастор Рассел признал тот факт, что большое количество томов Рассвета Тысячелетия уже распроданы, и поэтому попытался пополнить запасы на складах. Поэтому в том же году вышел первый том в его шестом издании в твердом переплете. Одновременно были выпущены третье издание второго тома Millennial Dawn: The Time Is at Hand (Рассвет Тысячелетия: Время Приблизилось) и третье издание третьего тома Millennial Dawn: Thy Kingdom Come  (Рассвет Тысячелетия: Да Придет Царствие Твое).

  В конце августа офис Общества Сторожевой Башни в Лондоне (Великобритания) переехал на Эвершолт стрит, 24.

  * * *

Конвенция в Торонто, 1903 г. (красная точка это Аллегейни)

КОНВЕНЦИЯ В ТОРОНТО

  5-7 сентября 1903 года в Торонто (Канада) состоялась генеральная конвенция. В ней приняли участие около 800 человек, в основном из Канады, а также из американских штатов Нью-Йорк, Огайо, Индиана, Мичиган, Иллинойс и Пенсильвания. Крестились 58 человек. Посещаемость двух публичных проповедей составила 1800 человек. Некоторые из присутствовавших сказали, что «это была самая большая конвенция за всю историю».

  Пастор Рассел вернулся в Библейский Дом только 20 сентября. Нехватка времени привела к тому, что он не готовился специально к публичным дебатам с доктором Итоном. Между тем, в октябре Отто А. Кетиц уехал в Германию с женой и ребенком. Он заменил Эрнеста Хеннингеса на посту главы Эльберфельдского отделения Общества Сторожевой Башни. Хеннингес и его жена вернулись в Соединенные Штаты.

* * *

ПУБЛИЧНЫЕ ДЕБАТЫ С ИТОНОМ

  Публичные дебаты состоялись в октябре 1903 года в Карнеги-Холл в Питтсбурге. Пастор Рассел встретился с представителем протестантских проповедников в Западной Пенсильвании доктором Эфраимом Итоном. Ранее они согласовали ряд тем и дат. Каждые дебаты должны были длиться два-три часа, а их порядок диктовался заранее установленным планом.

  Доктор Итон, без ведома Рассела, пригласил многочисленных представителей духовенства различных протестантских церквей, которые по очереди вели каждую часть дебатов. Во время обсуждения они сидели на сцене с доктором Итоном. В качестве объяснения того, как велись дебаты, они сказали, что пришли для моральной поддержки. На самом деле оказалось, что они участвовали в дебатах, например, предлагая доктору Итону библейские стихи. Таким образом, структура дебатов была следующей: пастор Рассел против доктора Итона плюс еще шести представителей духовенства. Несколько лет спустя была создана чрезвычайно мощная символическая иллюстрация Рассела, стоящего в одиночестве, как Даниил, перед львами.

  Ход дебатов был следующим:

  1. Воскресенье, 18 октября (15:00) − «Благодать и спасение» − д-р Итон утверждал, что Библия учит, что Божья благодать спасения освободила человека от грехопадения, и поэтому после смерти больше не будет испытаний. Рассел это отрицал.
  2. Вторник, 20 октября (20:00) – «Сон души − Действительно ли мертвые мертвы?” – Пастор Рассел утверждал, что Библия ясно учит, что души умерших находятся в бессознательном состоянии, а их тела находятся в могиле. Итон отрицает это.
  3. Четверг, 22 октября (20:00) – «Все ли умирающие во Христе идут на небеса?» – Доктор Итон утверждал, что все спасенные после смерти станут духовными существами и их ждет Страшный Суд. Рассел это отрицал.
  4. Вторник, 27 октября (20:00) – «Все ли люди воскреснут?» – Пастор Рассел утверждал, что только «святые» этого Евангельского века будут иметь участие в «Первом Воскресении», в то время как большинство человечества получит последующее воскресение и возможность спасения в воскресении. Итон отрицал это.
  5. Четверг, 29 октября (20:00) − «Эсхатология − Второе пришествие Христа» − Пастор Рассел утверждал, что Писание ясно учит, что Второе Пришествие Христа будет предшествовать Тысячелетию; и цель как Второго Пришествия, так и Тысячелетия состоит в том, чтобы благословить все племена земли. Итон отрицал это.
  6. Воскресенье, 1 ноября (15:00) – Д-р Итон утверждал, что учение Писания состоит в том, что Божьим наказанием за грех – нарушение святого Божьего закона – будет невообразимо большое и вечное страдание в аду. Рассел это отрицал.

  Во время каждой дискуссии д-р Итон обращался к толпе слушателей, цитируя решения и постановления отцов православных церквей номинального христианства, положения соборов и их энциклики. Проблема возникла, когда он сослался на один из стихов Священного Писания. Тогда пастор Рассел спокойно и как ни в чем не бывало объяснил этот стих совершенно по-другому, процитировав другие библейские стихи в подтверждение своего тезиса. Своими заметками он пользовался крайне редко, цитируя многие стихи по памяти. С точки зрения зрителей, он был экспрессивным и энергичным человеком. Умея поддерживать зрительный контакт с аудиторией, он создавал у многих слушателей впечатление, что обращается к ним напрямую. Его выступления были интересны и убедительны. Доктор Итон, с другой стороны, редко отрывался от своих записей и иногда обращался к консультантам. На протяжении всей дискуссии Рассел придерживался мнения, что отцы ранней церкви несут ответственность за значительный отход христианства от истинного учения Иисуса Христа. Когда д-р Итон упомянул о Никейском соборе (325 г.) − времени, когда основные принципы христианской веры были окончательно утверждены, − Рассел указал, что это был тот самый момент в истории церкви, когда языческие представления о Боге были приняты и включены в христианскую веру.

Carnegie Hall в Питсбурге

  Дебаты вызвали такой интерес, что Карнеги-Холл был забит до отказа, и люди стояли снаружи здания, надеясь услышать отрывки обсуждения, переданные им друзьями внутри. По окончании каждой части обсуждения Чарльз получал бурные аплодисменты публики. Это дало понять, кто победил в дебатах, особенно в последней части. Согласно одному сообщению, после того, как все дебаты закончились, к пастору Расселу подошел представитель союза протестантского духовенства и сказал: «Я рад, что вы направили шланг в ад и потушили огонь».

  В связи с этим мы должны отметить, что ни один обзор деятельности пастора Рассела не был бы полным без обсуждения его реформаторской деятельности. Заблуждение никогда не имело более сильного противника, которого он боялся больше, чем самого себя, ибо он, совершенно уничтожая заблуждения, сочетал в себе такт, сострадание, мягкость и бескорыстную любовь − качества, не оставляющие тревоги после его нападок. Хотя он очень сильно ненавидел заблуждения, он больше любил грешника, всегда стараясь помочь ему, но опровергая ошибочные теории. Суеверия, связанные с наказанием за грех и состоянием смерти, были особыми объектами его атак, и он никогда не упускал возможности бросить им вызов. Суеверный или неверующий человек поддавался логике его аргументов, и каждый серьезный исследователь Слова находил в нем защитника, умевшего защищать истину Библии и противодействовать заблуждениям суеверного человека и неверию неверующего. Его стойкость в вере в соответствии со Священным Писанием, разумом и фактами внушала верующим доверие к Библии и ужас в неверующих и верующих в какое-либо конфессиональное вероучение. Его атаки на твердыни заблуждений и суеверий сильно подорвали их понимание истинными исследователями Слова. Но еще более разрушительной для заблуждений и суеверий была его реформаторская деятельность. Эта деятельность не оставила его слушателей жертвами неверия. Напротив, пастор Рассел показал гармоничный, разумный и библейский взгляд на Писание, доказывающий богодухновенность Библии. Таким образом, уничтожая карикатурные церковные вероучения и суеверия Средневековья, он давал другим твердое и разумное основание для их веры в непоколебимую скалу Писания. В результате те, кто считал его своим лидером в проведении реформ, не остались на поле боя с грандиозными руинами, которые явились итогом его и их труда. Наоборот, вместо развалин храма заблуждения он воздвиг святилище истины, убежище от бурь и сомнения, суеверия и неверия. Именно в этом признается его ценность как реформатора.

  Все дебаты были тщательно записаны − стенографисткой была Роуз Хеннингс. Именно ее записи являются отчетом обо всех дебатах. Однако мы должны отметить, что пастор Рассел ранее вел переговоры с крупной местной газетой Pittsburgh Gazette о публикации отчета о каждой части дебатов. В предложенной читателям версии, говорилось, что желающие могут купить восемь экземпляров этой газеты с репортажем о дебатах за 55 центов. Однако предложение распространялось только на людей, проживающих в пределах 125 км от Питтсбурга, поскольку только в этом районе газета распространялась ее агентами. Поэтому было сделано второе предложение: за 3,25 доллара можно было купить годовую подписку на «Сторожевую Башню Сиона» с добавлением восьми экземпляров «Питтсбургской газеты» с отчетом о дебатах. Зная, что дебаты будут очень популярны, пастор заказал для своих читателей подписку на 1250 экземпляров Pittsburgh Gazette. Он сделал это без колебаний, так как знал, что для публикации отчета о дебатах потребуется хотя бы один нормальный номер «Сторожевой Башни Сиона». И благодаря такому расположению нормальный процесс печати «Сторожевой Башни Сиона» был сохранен, а ее постоянные читатели получили полное освещение дебатов.

  Уже в понедельник, 2 ноября, появился специальный выпуск Pittsburgh Gazette, заголовок которого гласил:

«Полный отчет о больших религиозных дебатах между преподобным Э.Л. Итоном и Ч.Т. Расселом на запланированные темы».

  Очень быстро выяснилось, что количество заказов для Pittsburgh Gazzete вдвое превышает ранее оговоренное. Это вынудило ее редакцию заказать переиздание газеты. Ситуация настолько удивила редакцию, что они попросили пастора объяснить причину такого большого интереса. При этом гарантировалось, что все заказы будут выполнены. Ради этого был выпущен специальный выпуск газеты с шестью репортажами по цене 2 цента за экземпляр. Это позволило многим тысячам заинтересованных ознакомиться с вопросами, обсуждаемыми в ходе дискуссий. В результате в течение недели весь Питтсбург почти исключительно обсуждал эту тему, а заказы на тома Рассвета Тысячелетия и подписки на «Сторожевую Башню Сиона» значительно увеличились. Можно сказать, что ни одно из предыдущих мероприятий пастора Рассела не принесло большей прибыли на ниве Истины. Все дебаты были опубликованы в буклете Russell Vs. Eaton Debate (Дебаты между Расселом и Итоном), а его сокращенная версия появились в трактате «Смерть Христа дала человеку возможность вечной жизни».

  Редакция Pittsburgh Gazette была настолько довольна ростом продаж, что заключила с Расселом специальную сделку, чтобы публиковать одну из его лекций в каждом выпуске газеты по понедельникам. С тех пор понедельничный выпуск Pittsburgh Gazette стал самым популярным во всем районе Питтсбурга. Таким образом, каждый понедельник проповедь Рассела достигала 70-85 тыс. читателей.

  Конечно, д-р Итон не смирился со своим поражением и занял позицию, согласно которой якобы не все высказывания были должным образом записаны Роуз Хеннингес, одной из помощниц пастора Рассела. Итон утверждал, что выиграл все дебаты. В 1911 году он опубликовал книгу под названием The Millennial Dawn Heresy  (Ересь Рассвета Тысячелетия). Он разослал эту книгу всем членам союза духовенства, который он представлял на дебатах. Несмотря на многочисленные рекламные объявления в газетах, книга продавалась крайне небольшим тиражом, оставаясь практически незамеченной широкой публикой. Интересно, что некоторые из исследователей Библии купили ее в качестве сувенира после дебатов.

* * *

  В ноябре 1903 года Эрнест и Роуз Хеннингес уехали в Австралию с задачей открыть там новый филиал Общества Сторожевой Башни. Вскоре после их отъезда, 29 ноября, Чарльз произнес две публичных проповеди в престижном театре Колумбия в Вашингтоне, округ Колумбия. Каждый раз зал был заполнен до отказа.

  В том же году Общество Сторожевой Башни опубликовало Новый Завет в переводе The Emphatic Diaglott. Это был перевод, сделанный в 1864 году Бенджамином Уилсоном. Он содержал греческий текст и подстрочный дословный перевод на английский язык. Справа был перевод. В 1902 г. издательство получило в дар печатные формы этого произведения вместе с исключительным правом на его издание и распространение. В октябре 1903 года Сторожевая Башня Сиона начала издаваться на французском и итальянском языках (ежеквартально).

* * *

  При написании годового отчета пастор написал, что каждый год в декабре он пишет, что это был лучший год, но он не ожидает, что следующий год будет еще лучше. Так оно и было. Он также заметил важные вещи:

  «Братья-пилигримы служат старейшинам, распространители книг и волонтеры служат дьяконам и дьяконисам. Чем более развитые, утонченные и естественные способности мы используем, тем больше вкладываем талантов и тем больше возможностей для хороших результатов во славу нашего Царя и для помощи нашим братьям. Те, кто думает, что их таланты слишком велики или слишком ценны, чтобы их можно было использовать в служении Господу, но не слишком ценны, чтобы их можно было использовать в юриспруденции, медицине, торговле или другой оплачиваемой работе, недооценивают привилегии работы в Винограднике − они не смогли оценить обетование большой награды для тех, кто оставит все и кто теперь имеет привилегию служить Царству и отрекаться от себя во славу Царства».

  В этом году Библейский Дом пришло более 41 000 писем, почти на 38 000 из которых был дан ответ. Из всех привилегий служения Рассел ставил распространителей книг на первое место. В 1903 году служило 143 распространителя. Благодаря их большой работе было распространено почти 211 000 экземпляров томов Рассвета Тысячелетия. Число подписки Сторожевой Башни Сиона достигло 20 000 экземпляров, а за год было распространено 198 600 экземпляров этого журнала. К волонтерской работе были привлечены целые собрания, а в некоторых местах были посещены все дома. Всего было распространено почти 5,5 млн трактатов. В течение года активно действовали 25 пилигримов, которые провели 2647 встреч и 1702 публичных лекции. Расстояние, которое они преодолели во время своих путешествий, составило 155 000 км. Помимо служения в местных собраниях, они также служили на конвенциях. Говоря о конвенции, пастор Рассел писал:

  «У нас есть основания полагать, что они ценятся и приносят пользу. Однодневные конвенции предназначены в первую очередь для тех «братьев», которые все еще находятся в Вавилоне, голодают и ищут Настоящую Истину; Генеральные конвенции предназначены специально для тех, кто уже утвердился. Обе оказались полезными, поэтому мы считаем их продолжение волей Господа, о чем мы будем регулярно информировать».

  Говоря о работе за границей, он указал на британское отделение, которое уже хорошо утвердилось, но еще не было самодостаточным. Однако в лондонском филиале работали только британские братья. Новый филиал в Германии был открыт в хороших условиях в Эльберфельде. Пастор заметил, что многие немецкие братья недостаточно ценят привилегии служения, но это отделение развивало работу, в том числе, в Дании и Швеции, где были хорошие перспективы развития. В городке Ивердон в Швейцарии была сосредоточена работа по переводу литературы на французский и итальянский языки. Рассел указал, что значительные суммы денег были потрачены на распространение материалов для бесплатного чтения в Германии, Швейцарии, Франции и Италии в надежде, что это коснется сердец Божьего народа там. Совершенно новым филиалом должно было стать представительство в Австралии, которое открылось в Мельбурне. Годовые поступления и пожертвования составили 39 526 $ (3 938 $ остались с предыдущего года), а общие расходы составили 42 370 $. Таким образом, на конец года в кассе осталось 1094 $. Все это в совокупности побудило пастора Рассела предвидеть постоянно увеличивающийся объем выполняемой работы, и он готовил своих последователей к возрастающим усилиям в последующие годы.

* * *


1904 ГОД


(Расселу 52 года)

(Четвертый призыв Жатвы Евангельского Века 1901-1904)
(Четвертый Просев Жатвы Евангельского Века 1901-1904)

  Новый 1904 год начался для пастора Рассела очень напряженно. Воспользовавшись своей растущей популярностью в Питтсбурге, он прочитал серию публичных проповедей в Карнеги-Холл. 4 января он представил тему «Большой Юбилей Земли»; 11 января представил и разъяснил Карту Веков; 18 января выступил на тему «Библейские пророчества − история и современные события», а 25 января он говорил о мудрости Божественного Плана. Каждый раз он выступал перед переполненным залом. Редакция Pittsburgh Gazette сообщила, что около 1000 человек подписались на понедельничный выпуск газеты, в которой была опубликована воскресная проповедь пастора Рассела.

  В январе этого года началось регулярное издательство немецкого ежемесячного журнала Сторожевая Башня Сиона. Практически одновременно вышло немецкое издание пятого тома Рассвета Тысячелетия и Тени Скинии. Продолжая дело Жатвы, в марте 1904 года в Австралии был открыт зарубежный офис Общества Сторожевой Башни. Штаб-квартира находилась по адресу 32 Johnston St. в Мельбурне. Эрнест Хеннингес и его жена позаботились об организации мероприятий в Австралии. Еще до конца года они проинформировали Библейский Дом о том, что тома Рассвета Тысячелетия и журнал Сторожевая Башня Сиона достигли Южной Африки, Японской Империи и Британской Вест-Индии.

* * *

        Фильм “Большое Ограбление Поезда”

  В феврале день рождения пастора Чарльза Рассела совпал с крупным культурным событием, взволновавшим все американское сообщество. 1 декабря 1903 года состоялась премьера первого полнометражного фильма, который получил название «The Great Train Robbery» (Большое Ограбление Поезда). Фильм длился всего 12 минут, но это был прорыв в истории кинематографа.

  В свой день рождения, 16 февраля 1904 года, пастор Рассел пригласил нескольких друзей на просмотр фильма. Увидев это, Чарльз начал задаваться вопросом, как можно использовать новую технологию для дальнейшего расширения своей миссии и продвижения библейских учений. Эти размышления принесли свои плоды несколько лет спустя, удивив всех масштабами работы, которую проделал пастор Рассел.

* * *

  В середине марта Чарльз отправился в Цинциннати, штат Огайо, где выступил с публичной речью. 21 марта он вернулся в Аллегейни, где во вторник, 29 марта, отметил Вечерю Воспоминания смерти нашего Господа Иисуса Христа. В то время в Библейском Доме собралось 366 человек, 15 из которых крестились. Пастор сказал тогда, что количество людей, которые продемонстрировали свою верность Богу, приняв символ водного крещения, было меньше, потому что собрание в Аллегейни проводило церемонию крещения каждое первое воскресенье месяца. Известно, что это вызвало большой интерес. Из полученных отчетов Вечери Воспоминания стало известно, что 197 человек присутствовали в Бостоне, 170 − в Филадельфии и 112 − в Лос-Анджелесе. Вскоре после этого он представил свою последнюю книгу − последний том из серии Рассвет Тысячелетия.

* * *

BRZASK TYSIĄCLECIA: NOWE STWORZENIE

          Millennial Dawn:

         The New Creation

  В 1904 году Рассел опубликовал шестой том Рассвета Тысячелетия. Он назывался Millennial Dawn: The New Creation (Рассвет Тысячелетия: Новое Творение).

  Это была самая большая публикация из всей серии Рассвет Тысячелетия. Объем тома составил 738 страниц, и по этой причине он не был опубликован в качестве приложения к журналу Сторожевая Башня Сиона. Он был доступен только в виде книги. В рекламном буклете к книге мы находим следующую информацию:

  «В книге изложены правила и законы Библии для устройства Церкви и христианского дома. Он начинает обсуждение, основанное на библейском свидетельстве о творении, с введения: В начале. Он представляет Новое Творение, зачатое и рожденное в новой природе; Призвание Нового Творения; Новое Творение предусмотрено заранее. Также он представляет Организацию Нового Творения с подробным описанием роли служителей. Обсуждает порядок и дисциплину Нового Творения, в том числе роль женщин в Церкви. Отдых, или Суббота Нового Творения. Отвечает на вопрос: Нужно ли крестить младенцев или взрослых? Приближает тему Пасхи. Дает много советов христианским супругам и родителям. Кроме того, подробно предупреждает об опасностях, подстерегающих на пути христианина. Каково нынешнее наследие и какова надежда на воскресение Нового Творения?»

                      Millennial Dawn

  Таким образом, в 1886-1904 годах была создана шеститомная серия книг под названием Рассвет Тысячелетия. Многие считают их одними из самых полезных пособий для изучения Библии, выпущенных на сегодняшний день, раскрывающих величественный Божий План поднятия человечество из грехопадения. Эта серия была еще одним столпом движения, особенно первый том — Божественный План Веков, − который стал одним из самых популярных и широко читаемых библейских трактатов своего времени и разошелся феноменальным тиражом примерно в четыре с половиной миллиона экземпляров при жизни пастора.

  И эти тома, и многочисленные брошюры, трактаты и статьи, изданные пастором, характеризовались разговорным стилем, который резко контрастировал с языком богословских трактатов того времени и был хорошо принят. Среди любителей трудов пастора Рассела были фермеры и предприниматели, заключенные и министры, отказники военной службы по религиозным убеждениям и военные генералы. Несмотря на свои многочисленные обязанности, такие как надзор за растущим персоналом в штаб-квартире движения в Аллегейни, работа с корреспонденцией, которая в некоторые годы насчитывала 300 000 ответов, издание журнала Сторожевая Башня Сиона и частые поездки по стране и за границу, он все же находил время для публикации огромного количества трактатов и других материалов.

  Стоит отметить, что именно пастор Рассел написал большую часть литературы движения, затем руководил ее публикацией и разработал оригинальные методы ее массового распространения. Так создавались настоящие «лавины» книг, буклетов и трактатов, которые расходились в разные стороны. Пастор также читал библейские проповеди более чем в трехстах городах США и Канады, по десять или пятнадцать раз во многих местах. Однако при свойственном ему смирении он не претендовал на какие-то особые способности, не хвастался своими достижениями и не превозносился.

* * *

«ТОТ ВЕРНЫЙ РАБ»

  В апреле 1904 года Чарльз Рассел публично поднял вопрос значения Матфея 24:45-47:

  «Кто верный и благоразумный домоправитель, которого господин поставил над слугами своими раздавать им в свое время меру хлеба?» (Луки 12:42). Здесь как бы подразумевается, что когда придет время понять эту притчу, она будет ясно объяснена, то есть, что при ее исполнении Господь поставит раба над своими домочадцами, чтобы он обратил внимание всех слуг на эти вопросы, и что на него будет возложена некоторая ответственность, связанная с выполнением его обязанностей».

  Таким образом, он готовил своих последователей к принятию мнения, что он и есть тот, кто признан «верным рабом», который «выносит из сокровищницы своей новое и старое» (Мат. 13:52). Надо добавить, что, конечно,  было немало таких людей, которые начали возвышать пастора Рассела над традиционными земными пьедесталами, но это никогда не было его желанием или намерением. Однако для своих последователей он стал «верным рабом» и посланником Лаодикии.

* * *

ВЕСЕННЯЯ ПОЕЗДКА НА КОНВЕНЦИЮ

      Весенняя конвенционная поездка, 1904.

  7-9 мая 1904 года в Лос-Анджелесе, штат Калифорния, состоялась Генеральная Конвенция. Из-за очень большого расстояния от Аллегейни пастор Рассел спланировал поездку таким образом, что по пути останавливался в нескольких городах для участия в однодневных конвенциях. Во время этой долгой поездки на конвенцию его проповеди в основном были посвящены темам Божественного характера, привлекая внимание слушателей к мудрости, силе, справедливости и любви Всевышнего Бога. Он отправился в долгое путешествие на поезде 28 апреля и прибыл в Даллас, штат Техас, в субботу, 30 апреля. На следующий день (1 мая) там прошла однодневная конвенция, на которой присутствовало 700 человек. На однодневных конвенциях организовывались публичные проповеди, которые обычно посещало много интересующихся. Позже местная газета написала, что около 500 человек не смогли войти в зал и стояли снаружи. Во время этой конвенции было распространено очень большое количество библейских трактатов. Вечернее собрание было организовано только для братьев и сестер из окрестных собраний.

  В понедельник, 2 мая, Чарльз встретился с заинтересованными в Остине, штат Техас. Один из новичков рассказал, что проехал около 200 км, чтобы встретиться и пожать руку автору Рассвета Тысячелетия. 3 мая в Хьюстоне, штат Техас, прошла однодневная конвенция. На публичном собрании присутствовало 1200 человек. 4 мая в Сан-Антонио, штат Техас, прошла однодневная конвенция. Вечернее публичное собрание состоялось в Beethoven Music Hall – присутствовало около 1200 человек. Оттуда пастор Рассел отправился в поездку по железной дороге через Соединенные Штаты к западному побережью Калифорнии. В субботу, 7 мая, он прибыл в Лос-Анджелес, где проходила Генеральная конвенция. В ней приняли участие 250 человек, а на публичном собрании присутствовало 750 человек. Полный текст выступления пастора Рассела был опубликован в Pittsburgh Gazette, что позволило гораздо большему количеству людей увидеть его понимание библейской истины. Крестились 22 человека. Конвенция завершился пиром братской любви (Заключительная часть конвенции, во время которой служители делились хлебом с участниками, символизируя совместное участие в употреблении духовной пищи во время конвенции – п.п.).

  Во вторник, 10 мая, Чарльз отправился в плавание вдоль побережья Тихого Океана, прибыв в Сан-Франциско 12 мая. Около 150 человек посетили там однодневную конвенцию. В субботу, 14 мая, Рассел прибыл в Портленд, штат Орегон, где на следующий день прошла однодневная конвенция. В ней приняли участие 125 человек, а на вечернем публичном собрании присутствовало около 300 человек. Полный текст этой проповеди Рассела был также опубликован в Pittsburgh Gazette. В понедельник, 16 мая, Чарльз прибыл в Сиэтл, штат Вашингтон, где встретился с членами местного собрания. Во время дальнейшего путешествия пастор встретил более десятка членов собрания на вокзале в Спокане, штат Вашингтон. Он сожалел, что поезд остановился всего на 5 минут, но ему пришлось продолжить путь. 19 мая он посетил однодневную конвенцию в Сент-Поле, штат Миннесота, а 20 мая — однодневную конвенцию в Милуоки, штат Висконсин. Вечером в тот же день пастор прибыл в Чикаго, штат Иллинойс, где встретился с членами местного собрания. 22 мая пастор вернулся в Аллегейни. Рассел резюмировал всю конвенционную поездку библейским текстом 2 Кор. 1:3-6.

  Затем последовали однодневные конвенции в Индианаполисе, штат Индиана (29 мая) и Гамильтоне, Канада (12 июня). На последней конвенции присутствовало 400 человек, а на публичном собрании − 1100 человек. Текст проповеди, произнесенной пастором, был опубликован на следующий день в местной газете Hamilton Times, и таким образом дошел до гораздо большего числа людей.

  Все это время пастор Рассел учил, что после октября 1914 года начнется «анархическая кульминация великой скорби, за которой последуют благословения Тысячелетия». Он ожидал, что период анархии продлится около трех или четырех лет. Вот что он писал о своих ожиданиях в то время:

  «Между тем социализм [который, вопреки чаяниям его лучших и наиболее могущественных лидеров, является предшественником анархии, поскольку его самые благородные постулаты окажутся неосуществимыми в нынешних эгоистичных условиях] добьется значительного прогресса в христианских странах и поставит в затруднительное положение великих, богатых, могущественных, мудрых и влиятельных по меркам этого мира. Оживленный «образ» будет тесно связан с крупными руководителями промышленности, финансов и политики, а страх перед социализмом, безбожием и анархией сблизит их и заставит более энергично поддерживать друг друга.

  В результате такой ситуации можно ожидать все большего игнорирования прав и конституционных привилегий всех тех, кто не станет активными сторонниками тогдашних правящих политических, финансовых и религиозных властей. Свобода слова и распространение литературы будут существенно ограничены на том основании, что такое ограничение необходимо для общественного блага, что в некоторых отношениях может быть правдой. Все, что не полностью соответствует постулатам лидеров того времени, будет считаться нежелательным, так что, несмотря на наше миролюбие и доброжелательность к людям всех классов и положений, публикации Сторожевой Башни, вероятно, будут запрещены вместе с социалистическими изданиями, хотя направления их учений находятся на двух совершенно противоположных полюсах. В этот период, вероятно, произойдет «закрытие дверей» − возможности служения сильно поубавятся, хотя возможности пострадать за правду могут увеличиться.

  Урок для всех и каждого из нас, по-видимому, состоит в том, что в следующие пять-шесть лет мы должны постараться трудиться с еще большим усердием, поскольку мы знаем, что наступает ночь, когда никто не сможет работать».

  Предвидя, что очень скоро разразится большой мировой кризис, Чарльз постоянно призывал своих сподвижников приложить все усилия, чтобы дать возможность как можно большему числу читателей ознакомиться с Божественным Планом спасения человечества. В письме распространителям книг он советовал им не вступать в бесполезные богословские споры о доктринах и не пытаться доказывать свои доктрины стихами из Библии. Он подчеркнул тот факт, что у людей, с которыми встречаются распространители книг, не так много времени для долгого обсуждения. По этой причине дистрибьюторам следует ограничиться предложением о продаже шести томов Рассвета Тысячелетия, в которых Божественный План был представлен упорядоченно и чрезвычайно кратко. Цена на эти тома была настолько низкой, что вся серия была доступна даже беднякам. Бесплатные тома также предлагались людям, которые не могли себе их позволить.

* * *

ИССЛЕДОВАНИЯ ПИСАНИЙ

             Исследования Писаний

  В то время Рассел увидел проблему с названием всей шеститомной серии Millennial Dawn  (Рассвет Тысячелетия). Многие люди жаловались, что их обманули, покупая их, они полагали, что покупают обычные романы − название наводило на мысль о чем-то в этом роде. По этой причине в августе 1904 года пастор предложил использовать совершенно новое название − Studies In The Scriptures  (Исследования Писаний).

  «Мы не ставим цель отказываться от хорошо известного в настоящее время названия, Рассвет Тысячелетия. Однако, поскольку многие из его врагов искажают это публично и в частном порядке, мы предлагаем новое название, чтобы избавить распространителей книг (в некоторых кругах) от времени и усилий по прояснению лжи, показывая, что это не «неверная книга» против Библии, а совсем наоборот, Ключ к Библии или Исследования Писаний».

  В 1904 году была предпринята крупная издательская кампания. Первый том появился в восьмом издании Рассвет Тысячелетия: Божественный План Веков и в первом издании Исследования Писаний: Божественный План Веков. Второй том появился в его пятом издании Рассвет Тысячелетия: Время Приблизилось. Третий том появился в пятом издании Рассвет Тысячелетия: Да Придет Царство Твое и в первом издании Исследования Писаний: Да Придет Царство Твое. Четвертый том появился во втором издании Рассвет Тысячелетия: День Мщения, а пятый том появился во втором издании Рассвета Тысячелетия: Примирение Между Богом и Человеком. Тома, изданные под новым названием Исследования Писаний, появились в красных обложках, что должно было напомнить читателю о пролитой драгоценной крови жертвы Иисуса Христа.

  В том же году был опубликован новый трактат «Анализ возражений против тысячелетних надежд и перспектив» и более ранние трактаты «Тени Скинии Лучших Жертв» и «Знаешь ли ты?» (на английском и датском языках)

* * *

КОНВЕНЦИЯ В БОСТОНЕ

  Конвенция в Бостоне, 1904 с обозначением          штатов, из которых приехали братья                      (красная точка это Аллегейни)

   С 19 по 21 августа 1904 года в Бостоне, штат Массачусетс, проходила Генеральная Конвенция. Был использован национальный съезд организации ветеранов вооруженных сил Великой Республиканской Армии (GAR), поскольку железные дороги предлагали очень выгодные тарифы на проезд в Бостон. Это повлекло за собой определенную трудность − длинные очереди в кассах и переполненные поезда. Несмотря на это, конвенцию в Бостоне посетило 600 человек, а публичную лекцию − 2400 человек. Ввиду расположения Бостона конвенция была специально предусмотрена для жителей восточного побережья США. Среди посетителей были люди из штатов Нью-Йорк, Пенсильвания, Нью-Джерси, Делавэр, Вирджиния, округ Колумбия, Флорида, Джорджия и Огайо, а также из канадских провинций Онтарио и Новая Шотландия. Крестились 62 человека.

  «Все наши друзья будут рады узнать, что Бостонская конвенция была самой лучшей. Господь очень благословил систематические усилия, предпринятые дорогими братьями Бостонского собрания в многочисленных приготовлениях – подготовка к приему приезжих друзей, просторная и удобно расположенная аудитория для конвенционных собраний и т.д. Мы не думаем, что наши дорогие друзья могли бы сделать лучше, чем сделали. Все приготовления прошли спокойно и с радостью. Конвенция имела большой успех не только в количестве, но прежде всего в духе, ревности, любви и общении».

* * *

КОНВЕНЦИЯ В СЕНТ-ЛУИС

             Конвенция в Сент-Луис, 1904 г.                             (Красная точка это Аллегейни)

  С 1 по 5 октября 1904 г. в городе Сент-Луис, штат Миссури, проходила Генеральная Конвенция. Она была предусмотрена в основном для жителей центральных штатов Америки. На то время это была самая крупная из всех конвенций: на нем присутствовало 1200 человек, а публичную лекцию посетило 200 человек. Крещение приняли 148 человек. Позже пастор Рассел писал:

  «Были представлены все классы и слои населения, но, как всегда, мало богатых, мало великих, мало мудрых в глазах мира, и в основном бедные мира и богатые верой. Это было радостное собрание, своего рода предвкушение Царства, и казалось, что все сердца были обращены к Великому Собранию Церкви Первородных, чьи имена записаны на небесах. Большинство заявлений были: «Хорошо быть здесь». Некоторые говорят: «Если сообщество благочестивых умов так велико в эти времена нынешних несовершенств и ограничений, то на что будет похоже небесное сообщество, когда мы все облечемся в полное и совершенное духовное тело; и когда мы увидим нашего Господа, у нас будет полнота знания». Эта мысль показывает сильные чувства «чистого сердца», которое находится в немощном и спотыкающемся теле, но это сердце желает и во всем ищет волю Господню».

  Пастор Рассел видел некоторую опасность в растущем числе людей, посещающих конвенции. В связи с этим он писал:

«Если эти встречи продолжат расти, что мы будем делать с жильем? Но кто знает? – Господь может допустить, чтобы некоторые попались в «ловушки вражьи», чтобы просеять и испытать их, и тем самым сократить наши ряды. Кто выдержит все „просевы жатв“?».

Позже был опубликован Convention ReportSt. Louis, Missouri (Конвенционный отчет – Сент-Луис, Миссури).

* * *

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГАЗЕТ

  В начале 20-го века пастор Рассел и его соратники все больше и больше замечали, что ежедневные газеты стали в повседневной жизни людей важным каналом с так называемым цивилизованным миром. Поэтому было решено использовать это средство для распространения новых открытых библейских истин как внутри страны, так и за границей. Эта работа началась в 1904 году, когда еженедельные проповеди пастора впервые появились всего в четырех городских газетах и ​​постоянно расширялись. Первоначально проповеди пастора публиковались в газетах: The Schenectady Union (Скенектади, Нью-Йорк), The State (Колумбия, Южная Каролина) и The Pittsburg Gazette (Питтсбург, Пенсильвания). Чарльз призвал своих читателей писать письма в местные газеты с просьбой публиковать проповеди пастора Рассела. В результате вскоре к ним присоединились новые газеты: The Commercial Appeal (Мемфис, Теннесси), The Oregonian (Портленд, Орегон) и The Sunday World (Нью-Йорк).

* * *

  Составляя годовой отчет, пастор Рассел еще раз написал, что работа, проводимая Обществом Сторожевой Башни, продолжает расширяться. В этом году Библейский Дом поступило более 52 000 письма и открыток, на 50 000 из которых был дан ответ. В 1904 году служило 300 дистрибьюторов. Однако увеличение их количества (в 1903 г. их было 143) не привело к увеличению количества проданных книг: было распространено почти 212 000 экземпляров томов Рассвета Тысячелетия. Подписка на журнал Сторожевая Башня Сиона осталась на уровне 20 000 экземпляров, каждый раз печаталось по 25 000 штук, поэтому осталось 5000 лишних, которые должны были быть распределены среди заинтересованных. Пастор призывал попытаться привлечь новых читателей для журнала. Всего за год было распространено почти 294 000 экземпляров Сторожевой Башни Сиона. Кроме того, волонтеры распространили более 4,5 миллионов экземпляров различных библейских трактатов. В течение года активно действовали 27 пилигримов, которые провели 1695 встреч с общественностью и 2623 местных собрания. За время своих поездок они преодолели расстояние более 160 000 км. Все эти цифры были поразительно велики для небольшого числа людей, выполнявших эту работу. Годовые поступления и пожертвования составили 26 159 долларов (1 094 доллара осталось с прошлого года), а общие расходы составили 46 360 долларов. В конце года дефицит кассовых сборов составил 6760 долларов. Чарльз писал в то время:

  «Конечно, затраты на такую ​​большую работу были немалые; и, как мы видели, мы несколько просчитались и потратили больше, чем получили. Некоторые, посылавшие нам «Благие надежды» на год, писали, что не могут сделать так, как хотят. Конечно, мы напомнили им, что их «Благие надежды» были просто предположениями о том, что они надеялись сделать; но Бог принял добрые намерения, и мы тоже: и вам не нужно огорчаться, что вы нарушили свое обещание, потому что ничего особого не произошло. Это случалось и раньше, но никогда на такую ​​большую сумму. В наступающем году мы должны следить за своими расходами, ибо постановления нашего Господа запрещают нам влезать в долги, за исключением, как в данном случае, временных долгов».

  Из Великобритании сообщалось о продаже почти 28 000 томов Рассвета Тысячелетия, в Германии почти 9 000 томов, а в Австралии 3 000.

  * * *


  Обработано на основании книги Чарльза Ф. Редекера, «Пастор Ч.Т. Рассел. Посланник Тысячелетней Надежды», с. 9-45 (англ.). Некоторая информация взята из книги Ф. Зидека «Чарльз Тейз Рассел: Его Жизнь и Времена. Человек, Тысячелетие и Послание» (англ. и пол.), а также из журнала «Сторожевая Башня»


Смотри также:

1905-1906 – В ад и обратно

Подробная Биография Ч.Т. Рассела

Если вы обнаружили ошибку на странице, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: