читать предыдущую статью: Встреча с Барбуром (1876-1877)
НАЧАЛО ИЗДАТЕЛЬСТВА ЖУРНАЛА «СТОРОЖЕВАЯ БАШНЯ СИОНА»
(1878-1880)
1878 год
(Расселу 26 лет)
(Первое воззвание Жатвы Евангельского Века 1874-1881)
(Первое просеивание Жатвы Евангельского Века 1878-1881)
Когда пришла весна 1878 года, было много людей, которые ожидали вознесения святых на небеса. Таким образом, началась череда событий, которая в будущей перспективе называлась Первым Просеиванием Жатвы Евангельского Века. Длилось оно с весны 1878 года до весны 1881 года. Просеивание сосредоточилось вокруг отречения от Выкупа. На практике это происходило так, что многим друзьям Истины стала приедаться духовная пища, которая была представлена им в «Вестнике Утра». Вместо духовной пищи они начали искать пищу, которой они питались в ортодоксальных церквях номинального христианства – церковными вероучениями, светской историей, всевозможным знанием, философией, а также искусством и художественной литературой. В результате они все меньше и меньше интересовались сферой веры и уходили, следуя вожделениям своего сердца и разума. Пересеиватели и просеянные, пораженные этим несчастьем, утратили своевременную Истину и ее дух, погрузившись, среди прочего, в абсурдные утверждения Эволюции и т.п.
Просеивание началось на фоне заявления св. Павла: «Не все мы умрем, но все изменимся вдруг, во мгновение ока» (1 Кор. 15:51,52). Рассел и его сподвижники в то время все еще придерживались широко распространенного адвентистского взгляда, что в какой-то момент живые святые мгновенно будут чудом схвачены с земли к Господу. А в 1878 году – в соответствии с ожиданиями Нельсона Барбура – они ждали этой перемены святых.
В апреле этого года Рассел и группа его сторонников приняли участие в ежегодном праздновании Воспоминания смерти Иисуса Христа, которая отмечалась в соответствии с еврейским календарем в 14-й день месяца нисан. В то же время группа, состоящая из более десятка Вторых Адвентистов, собралась в Питтсбурге на Шестой стрит-Бридж, одетая в белые одежды, поющая песни и ожидающая, что они будут физически забраны на небеса. Известно, что с ними был Нельсон Барбур, который ожидал, что именно тогда произойдет «первое воскресение» и вознесение Церкви на Небеса. Некоторые утверждали, что среди разочарованных был также пастор Рассел, однако, спустя годы один из его сподвижников, А.Х. Макмиллан, написал следующие слова:
«В разговоре с Расселом о событиях 1878 года я сказал ему, что в газетах Питтсбурга сообщается, якобы той ночью он был одет в белую одежду на мосту шестой улицы, ожидая, вместе со многими другими, вознесения на небо. И я спросил его: «Это правда?» Рассел от души рассмеялся и сказал: «С 22:30 до 23:00 той ночью я был в постели. Некоторые наиболее радикальные из них были там, но меня там не было. Я не ожидал, что они вознесутся на небеса, потому что я чувствовал, что предстоит еще большая работа. Перед тем, как Церковь будет забрана, все народы земли должны быть проинформированы о Царстве».
Ситуация в то время была чрезвычайно сложной, тем более, что разочарованный Нельсон Барбур погрузился в депрессию и начал впадать в растущее сомнение, отвергая одно за другим ранее понятые библейские учения. В собрании Питтсбурга даже ходили слухи, что Барбур стал абсолютным агностиком. Тогда многие кричали «Истина вовремя», но стали отвергать ее. Многие пошли за теми, кто начал отвергать важнейшие основы веры. Духовенство отрицало жертвенную смерть нашего Господа, рассматривая Иисуса Христа только как достойный наследования пример, но не как Искупителя. В результате многие люди были обмануты – они отрицали Выкуп и принимали взгляды Эволюционизма и Спиритизма. В первом просеивании учением, которое совершало разделения между христианами, было заявление о том, что нет никакого Искупления. Провозглашались учения, которые отрицали Искупление, совершённое нашим Господом. Это была трудная на то время тема, потому что в апреле 1878 года Бог отверг номинальную церковь и, начав дело «первого воскресения», использовал истинную Церковь в качестве своего исключительного представителя.
Чарльз Рассел, конечно, тоже был озадачен всей ситуацией. Он задавался вопросом, не допустил ли он ошибки в расчетах, поэтому он начал снова изучать соответствующие стихи Божьего Слова, чтобы узнать, было ли это библейское учение или просто человеческая традиция. Постепенно он пришел к выводу, что дело «первого воскресения», начавшееся в апреле 1878 года, касалось только поднятия спящих святых из мертвых (тех, кто спал сном смерти). По его мнению, оставшиеся верующие должны были жить после 1878 года, но они больше не должны были уснуть сном смерти – вместо этого, в момент смерти они должны были немедленно перемениться в невидимых, духовных существ. Свое утверждение он подтверждал тем, что поскольку Второе Пришествие Христа невидимо, то невидимо также воскресение святых – они становятся невидимыми, духовными существами.
Рассел поделился с Барбуром тем, что он обнаружил по изучаемому вопросу. Барбур, тем не менее, был обеспокоен неудачей своих ожиданий и отверг объяснения Рассела. Последующие аргументы и контраргументы привели к тому, что Барбур, значительно старше возрастом, почувствовал себя обиженным и проигнорированным Расселом, который был младше его. Барбур чувствовал за собой обязанность утешать адвентистов, которые претерпели еще одно разочарование. По этой причине он считал, что должен дать им новое учение, которое отвлечет внимание живущих святых от неудачи. Это привело Барбура к отвержению некоторых взглядов, которые ранее были их общей истиной. Он отверг хронологические пророчества и библейскую хронологию, а в августе 1878 года опубликовал статью в «Вестнике Утра», в которой он отрицал, что смерть Христа была ценой Искупления за Адама и его потомков, сказав, что смерть нашего Господа могла помочь смягчить наказание за грехи людей столько же, сколько пробитие булавкой тела мухи и принуждение ее страдать и умирать могло считаться кем-то из земных родителей справедливым удовлетворением за преступления их ребенка (Herald of the Morning, август 1878, стр. 26). Таким образом, он поставил под сомнение ценность жертвенной смерти Христа, тем самым отвергнув Искупление.
Чарльз сразу же написал статью в ответ, которая была опубликована в «Вестнике Утра», отрицая ошибку Барбура и показывая, что была необходимость, чтобы «один умер за всех», «праведник за неправедных» – что Христос исполнил все написанное; и, следовательно, Бог может быть справедливым, прощать и освобождать грешника от наказания, которое Он справедливо наложил (Рим. 3:26). Рассел также написал Патону, обратив внимание на фундаментальный характер учения, которое атаковал Барбур, обращая внимание на все обстоятельства, указывающие на то, что Барбур, отвергнувший Искупелние, стал человеком из притчи, снявшим брачную одежду непосредственно перед тем, как принять участие в брачном пире (Мат. 22:11-14). Патон также написал по этому вопросу статью в «Вестнике Утра».
Различия по данному вопросу привели к расколу между Расселом и Барбуром. Между ними завязалась дискуссия, которая велась на страницах следующих выпусков журнала Herald of the Morning (Вестник Утра). С июля по декабрь 1878 года Рассел и Патон писали следующие статьи против взглядов, представленных главным редактором журнала Барбуром. Наконец, Чарльз написал Барбуру и его последователям, что «они были испытаны и попали в заблуждение». На время этих событий Рассел приостановил свои поездки.
* * *
В том же 1878 году Джозеф Рассел (отец Чарльза) встретил молодую женщину по имени Эмма Экли. Он познакомился с ней в одном из галантерейных магазинов, где Эмма искала подарок на день рождения своего отца. Джозеф, следуя примеру своего сына, имел привычку разговаривать с клиентами на библейские темы. Мы можем предположить, что слова, которые она слышала, очень заинтересовали Эмму, так что через несколько недель она присоединилась к собранию исследователей Библии в Питтсбурге. Она также пригласила членов своей семьи участвовать в исследованиях Библии, проводимых пастором Чарльзом Расселом.
* * *
1879 год
(Расселу 27 лет)
(Первое воззвание Жатвы Евангельского Века 1874-1881)
(Первое просеивание Жатвы Евангельского Века 1878-1881)
В январе 1879 года Чарльз Рассел встретил свою будущую жену. Это косвенно связано с его отцом, который влюбился в Эмму Экли, которую он недавно встретил. Точная дата их свадьбы неизвестна, но известно, что в 1879 году Джозеф Литл Рассел (1813-1897) женился на Эмме Х. Экли (1854 г.р.). Джозефу было 64 года, а Эмме 25 лет. В то время браки с такой разницей в возрасте не были редкостью.
Там Чарльз Рассел встретил сестру Эммы – Марию (или Мэри) Френсис Экли (1850-1938). Она была на четыре года старше своей сестры и на два года старше Чарльза. Была очень умной и талантливой женщиной, учителем по образованию. Она быстро начала сотрудничать с Чарльзом, выполняя для него офисную работу. Постепенно научилась работать с его актами и следить за перепиской. Их все чаще и чаще видели публично. Со временем она также оставила след в статьях Чарльза, улучшив их стиль и построение предложений.
Через три месяца после знакомства, 13 марта 1879 года Чарльз Рассел женился на Марии Фрэнсис Экли (1850-1938). И Чарльз и Мария были полностью преданы служению Господу и провозглашению Евангелия. Рассел утверждал, что они дали друг другу обет оставаться в целибате, чтобы посвятить все силы тела на служение Богу. Однако некоторые авторы утверждали на основании писем, что супруги писали друг другу, что их брак был чрезвычайно романтичным и, безусловно, состоявшимся. Рассел не согласился с этой точкой зрения. Их брак длился тринадцать лет. Позже Чарльз писал:
«В то время значительное число людей сталкивалось с Истиной. Среди них была и Мария Фрэнсис Экли, которая стала моей женой через три месяца после ее первого посещения этих встреч. Это было началом наших отношений. Истина, казалось, касалась ее сердца, и она заверила меня, что Истина – это то, что она искала много лет – решение долговременных проблем. В течение тринадцати лет она была очень преданной и верной женой в полном смысле этого слова».
* * *
РАССТАВАНИЕ С БАРБУРОМ
На протяжении всего этого времени пастор Рассел продолжал распространять истину и активно продолжал участвовать в больших дебатах прошлого года. Он понял, что Барбур отрицает очень важное библейское учение – Искупление, данное Иисусом Христом. Это привело к важным решениям, и 3 мая 1879 года Рассел писал:
«Расхождения кажутся мне настолько фундаментальными и важными, что […] я чувствую, что наше сотрудничество должно прекратиться».
22 мая 1879 года он написал конкретное письмо по этому вопросу:
«Я оставляю Вестник за тобой. Я полностью оставляю его и ничего не прошу для себя… Пожалуйста, анонсируйте мое решение в следующем номере Вестника и удалите мою фамилию [как главного помощника редактора]».
Позднее Чарльз писал об этих событиях:
«В 1878 году мой сподвижник, который занимался газетой, отпал от веры в искупительное дело Христа, что привело к дискуссиям на страницах газеты, он отрицал Искупление, я поддерживал его, пока не стало ясно, что газета, разделенная сама в себе, не сможет функционировать. Мой коллега перехватил и присвоил принадлежности, шрифты и т.п., за которые я заплатил».
В то время начались весьма печальные события. Барбур забрал деньги из банка, считая все их своими. Они позволили ему продолжить публикацию журнала Herald of the Morning, где он начал публиковать всякую личностную клевету против Рассела. Этот журнал также стал инструментом распространения ошибочных учений, которые поощряли отказ от Искупления. В результате всех этих видов деятельности, среди прочего, А.П. Адамс поддержал взгляды Барбура и отделился от Рассела. В 1883 году Барбур отказался от веры в невидимое присутствие Христа, вернувшись к более стандартным адвентистским учениям. Известно, что они подавали дату возвращения Христа в теле несколько раз (последняя дата указывала на весну 1892 года), а сам «Вестник Утра» издавался с перерывами до 1903 года, изредка публикуя статьи, критикующие Пастора Рассела.
* * *
Тем временем Рассел и его жена выбрались из родительского дома своего отца и жили в доме на Пятой авеню в Питтсбурге. Это был большой викторианский дом с двумя жилыми комнатами, шестью спальнями и столовой. На втором этаже была гостиная для экономки и кухарки. Именно в этом доме они начали работу над созданием совершенно нового религиозного журнала:
СТОРОЖЕВАЯ БАШНЯ СИОНА И ВЕСТНИК ПРИСУТСТВИЯ ХРИСТА
Пастору Расселу нужен был новый эффективный инструмент для провозглашения второго пришествия Иисуса Христа на землю. Начало издательства нового религиозного журнала было отложено на три месяца, а это означало, что Чарльз временно отказался от своих поездок и остался в Аллегейни. Кроме участия в обычной локальной группе исследователей Библии, он организовал несколько лекций для общественности в этом районе. В то время многие люди узнали Истину.
С 1 июля 1879 года началось издательство нового журнала «Zion’s Watch Tower and Herald of Christ’s Presence» («Сторожевая Башня Сиона и Вестник Присутствия Христа»).
Кроме провозглашения Истины он также был необходим для эффективной защиты учения о Выкупе. Вот собственные слова Рассела:
«Тогда я понял, что это воля Господа, чтобы я основал другой журнал, в котором будет высоко поднято знамя креста, защищена доктрина об Искуплении, а благая весть о великой радости будет провозглашаться настолько широко, насколько это возможно. Действуя в соответствии с руководством Господа, я оставил поездки, и 1 июля 1879 года появился первый экземпляр журнала Zion’s Watch Tower and Herald of Christ’s Presence».
Первые слова объясняли цель его публикации:
«Это первый выпуск первого тома Сторожевой Башни Сиона, и будет правильным объяснить цели его публикации.
То, что мы живем «в последние дни», «день Господа», в конце Евангельского Века, а следовательно и в начале нового века, не только является фактами, которые видят внимательные исследователи Слова, водимые духом, но также является признаками для мира, которые также слышат это свидетельство, и мы хотели бы, чтобы «домочадцы веры» были полностью пробуждены к тому, что:
«Мы живем, мы движемся
В великое и страшное время;
В предсказанном издревле веке,
Что жить в нем – есть благо».
И не только, чтобы помочь проснуться, но помочь им «принять всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злый» и, кроме всего прочего, прилагая к сему все старание, показали в своей вере добродетель, в добродетели рассудительность, воздержание [самоконтроль], терпение, братолюбие и любовь, и как результат этих поселяющихся в сердце и процветающих достоинств, они будут подобными Богу (божественными)».
Первый выпуск состоял из восьми страниц и содержал специальное дополнение, предназначенное исключительно для прежних читателей «Вестника Утра». Рассел объяснил некоторые обстоятельства расставания с Барбуром. Журнал был опубликован в Питтсбурге, а его тираж составил 6000 экземпляров. Это был ежемесячник. Издателем и редактором был Чарльз Рассел, а его постоянными партнерами были: Джон Патон (Алмонт, Мичиган), В.I. Манн (Аллегейни, Пенсильвания), Б.В. Кейт (Дансвилл, штат Нью-Йорк), Х.Б. Райс (Вест Окленд, Калифорния) и А.Д. Джонс (Питтсбург, Пенсильвания). Мария Рассел также была сооснователем журнала, но не попала в список его первых авторов.
В течение первых шести месяцев журнал был бесплатно распространен среди людей, которые ранее подписывались на «Вестник Утра». Позже он высылался только тем, кто заказал подписку стоимостью 50 центов в год. Тем не менее, «Сторожевая Башня Сиона» всегда высылалась бесплатно бедным, которые просили об этом. За короткое время выяснилось, что большинство читателей «Вестника Утра» оставили Барбура и начали подписываться на «Сторожевую Башню Сиона». Они отправляли 50 центов в год, что за короткое время дало 3000 долларов для дальнейшей деятельности. Примерно в то же время, когда журнал начал издаваться, Чарльз основал издательскую компанию Tower Publishing Company. Ее целью было печатать периодическую и другую литературу, а также книги. Владельцем издательской компании был Чарльз Рассел.
* * *
Начало издательства «Сторожевой Башни Сиона» стало поворотным моментом в миссии Пастора Рассела. Почти с самого начала Чарльз побуждал читателей собираться группами и рассматривать опубликованные статьи, цель которых заключалась в том, чтобы помочь исследователям Библии лучше понять Слово Божье. Рассел подчеркивал, что каждая из этих групп остается полностью независимой и свободной от какого-либо влияния внешней деноминации. Таким образом, были созданы собрания (в англ. ecclesia, от греческого слова «экклесия» – собрание, община). В собраниях царил дух свободы, который позволял им излагать свои собственные интерпретации или свое понимание данного теологического взгляда. Рассел рекомендовал, чтобы в каждой церкви был по крайней мере один человек, который мог бы представлять свое понимание библейских тем. Указывая на соответствующие библейские стихи, Пастор Рассел показал правильный способ избрания служителей собрания – старших и диаконов, чье служение упрощало организацию упорядоченных собраний. Старшие рассматривались как служители, служащие общине, которая их выбрала. Он напоминал всем группам отрывки из Евангелия от Матфея (Мат. 23:8): «Ибо один у вас Учитель – Христос, все же вы – братья». Давались рекомендации, чтобы собрания рассматривали темы, которые в настоящее время поднимает Сторожевая Башня Сиона.
Здесь нужно сделать две заметки:
- Прежде всего, следует отметить, что Пастор Рассел не собирался создавать отдельную религиозную деноминацию как таковую. Одной из причин его глубокого участия в деле жатвы пшеницы в христианстве был тот факт, что он ожидал, что святые вскоре будут забраны Христом домой. Когда этого не произошло, акцент, который он поставил на доктрины ранней церкви и ее практики, тематический подход к изучению Библии и уникальные пророческие убеждения о времени конца, привели к тому, что исследователи Библии стали отдельной от других группой.
- Во-вторых, пастор Рассел не утверждал, что его учения исходили от него самого, и он не утверждал, что был пророком. Будучи добросовестным исследователем Божьего Слова, под провидением и руководством Господа он пытался понять Священное Писание, гармонизируя его полное послание по каждой обсуждаемой теме. При этом он очень уважал работу современных ему проповедников и людей прошлого и охотно использовал плоды их работы, развивая собственное понимание доктрин. По этой причине, несмотря на некоторые ключевые различия, его учения отражали идеи, которые имели много общего с американским протестантизмом того времени.
* * *
Публикуя третий номер журнала, Чарльз сообщил читателям, что новый сборник песен под названием Songs of the Bride (Песни о Невесте) будет отправлен каждому желающему для оценки – в нем была собрана коллекция из 144 религиозных песен.
«Когда ты получишь его, пожалуйста, ознакомься с ним, не спеша и внимательно. Если он тебе не понравится или ты не захочешь его, то, пожалуйста, верни его. Если же он тебе понравится, и ты захочешь иметь его, оставь его. Если у тебя есть средства, и ты хочешь заплатить за него, ты можешь это сделать».
Мы знаем, что очень скоро новые группы исследователей библии начали использовать этот новый песенник (цена была 15 центов). Некоторые из этих песен имели традиционные мелодии, известные из ортодоксальных церквей, но слова были изменены, чтобы приспособить их к новому пониманию Божьих тайн. Песенник становился все более популярным и был очень успешным.
В шестом выпуске «Сторожевой Башни Сиона» Рассел добавил раздел, посвященный вопросам и письмам читателей. Таким образом, заинтересованные люди могли задать вопрос и найти ответ в своем любимом журнале. В результате все больше писем стало поступать в кабинет Пастора Рассела. Во многих из них пастор находил просьбы приехать и посетить группы исследователей Библии в разных маленьких местностях.
В ответ на приглашения Чарльз отправился в поездку, проводя интересные лекции из Слова Божьего. При этом он посетил штаты Пенсильвания, Нью-Джерси, Массачусетс и Нью-Йорк – то есть северо-восточную часть Соединенных Штатов. А его ближайшие сотрудники посетили соседние штаты Огайо и Мичиган.
В ходе этих встреч звучали проповеди о цели, способе и времени второго пришествия Христа на землю, избрании Церкви, реституции и будущем испытании мира, свержении царства сатаны, искуплении и спасении человечества. При случае опровергались многие заблуждения прошлых веков, в том числе утверждения о возможности самопримирения с Богом, о втором пришествии нашего Господа в человеческом теле для уничтожения мира, спасении только святых и вечном осуждении нечестивых, предназначении, вечных мучениях в аду, сознании умерших и многие другие. Так проходил первый призыв Жатвы Евангельского Века (1874-1881). Благодаря этой работе многие люди познакомились с Истиной, и во многих случаях собирались в «классы» (группы) или собрания – многие жнецы использовали серп истины; они пожали много стеблей пшеницы и собрали их в снопы. Те, которые собирались в собраниях, все чаще говорили о себе: студенты или ученики (а также исследователи) Библии (англ. «Bible students»).
* * *
В конце 1879 года Чарльз Рассел перепродал большую часть оставшихся акций сети семейных галантерейных магазинов. Предполагается, что таким образом он получил около 1 000 000 $, которые он потратил на поддержание дома и продолжение его религиозной деятельности. Чарльз, вероятно, продал свои акции своему отцу, оставив компанию в руках семьи.
* * *
1880 год
(Расселу 28 лет)
(Первое воззвание Жатвы Евангельского Века 1874-1881)
(Первое просеивание Жатвы Евангельского Века 1878-1881)
В начале 1880 года публикация «Три Мира и Жатва Этого Мира» (написанная в 1877 году Расселом, Патоном и Барбуром) была исчерпана. Некоторое время она была полностью недоступна, а спрос продолжал расти. В то время близкий друг Рассела, Джон Патон, планировал посетить в январе и феврале несколько местностей в штатах Индиана, Иллинойс и Айова, но было решено, что он не поедет, а сосредоточится на написании новой книги. Рассел поручил ему написать новую публикацию, в которой будут собраны все взгляды на тему исполнившихся пророчеств, обетований и надежд Божьего народа, а также библейские доказательства, подтверждающие второе присутствие Иисуса Христа на земле. Финансовые вопросы были решены таким образом, что Патон должен был написать книгу, ее издание и переплет должен был профинансировать А.Д. Джонс. Тогда Патон получил бы столько копий книги, сколько мог продать, – это должно было стать вознаграждением за время, потраченное на написание книги. Рассел, со своей стороны, гарантировал печать в издательстве Tower Publishing Company и бесплатную рекламу в «Сторожевой Башне Сиона». Позднее выяснилось, что Рассел покрыл часть личных расходов Патона, связанных с публикацией, а также оплатил часть расходов на печать.
Тем временем Чарльз сосредоточился на изучении Библии и написании новых статей для «Сторожевой Башни Сиона». Его привычкой в то время было посвящение времени для чтения книг между восемью утра и двенадцатью часами. Его сотрудники знали, что в это время его не стоит беспокоить. Чарльз понял, что новый журнал станет более популярным в ближайшее время, когда будет затронуто большее количество тем. Поэтому он даже не пытался писать все статьи и постарался привлечь к сотрудничеству известных христианских писателей. Таким образом, Лиззи А. Аллен написала серию статей о Христе и его невидимом присутствии, а Джон Корбин Сандерлин написал цикл о христианской жизни. В марте Рассел написал статью об участии Церкви в жертве за грех человечества. Он также впервые написал о двух жертвах и двух спасениях, показанных в образах Скинии.
В июне 1880 года Патон и Рассел закончили писать новую книгу под названием The Day Dawn; or Gospel in Type and Prophecy (Рассвет Дня или Евангелие в Образах и Пророчествах), которая заменила предыдущую публикацию. В новой книге было больше истин, раскрытых благодаря поступающему свету. Она была издана А.Д. Джонсом из Питтсбурга. Рассел рекламировал ее в своем журнале и предлагал читателям заказать ее непосредственно у Джонса.
Тем временем пастор методистско-епископальной церкви в Таунсендвилле (штат Нью-Йорк), С.Т. Таккебари, под влиянием статей, прочитанных в «Сторожевой Башне Сиона», отказался от своего положения и приехал в Питтсбург, чтобы помочь Расселу. Он помогал Марии Рассел в связи с корреспонденцией. Сторожевая Башня также опубликовала несколько статей известного богослова Чарльза Гаддона Сперджена (1834-1892). Это помогло журналу завоевать популярность и охватить более широкие круги подписчиков в протестантизме.
* * *
Одним из наиболее заметных последствий расширения деятельности стало появление новых собраний исследователей Библии. Только в первые два года (1879 и 1880) было создано около 30 таких собраний. Эти места регулярно посещал пастор Рассел. Он проводил, по крайней мере, один день, интенсивно изучая Библию с каждой группой, произнося проповедь и отвечая на многочисленные вопросы. Он называл эти группы классами, подчеркивая при этом важность ученичества в школе Христа и необходимость учиться у Великого Учителя – Иисуса Христа. Под этим неутомимым руководством получало вдохновение все большее количество искренних искателей Истины, которые изучали Слово Божье и ценили истекающие из этого благословения. После одной из своих поездок (в июне 1880 года) Чарльз писал:
«Многие будут рады узнать, что мое путешествие, которое сейчас закончилось, было очень приятным. Единственной неприятностью была кратковременность визитов во все места и прощания, когда мы расставались. Многие дорогие друзья, которых я никогда раньше не встречал, после визита, длившегося два или три дня, стали так близки мне, как будто мы были друзьями всю жизнь. […] В среднем встречи длились четыре-шесть часов в день во всех местах, и мы верим, что они были полезны для слушателей; они направлены на укрепление, поощрение и утверждение в настоящей истине. Несмотря на сопутствующую усталость тела после стольких поездок и выступлений, после приятного месячного путешествия редактор вернулся домой ободренный и сильно укрепленный контактами с таким большим числом любящих, сочувствующих сердец, живущих в Духе Христа. Более чем когда-либо мы поняли слова Иисуса: «Получит… в сто раз больше домов, и братьев, и сестёр, и матерей». Если я когда-нибудь отправлюсь в том направлении, у меня там есть сотни домов, открытых для меня».
В последующие месяцы к Чарльзу была направлена по крайней мере одна просьба увеличить частоту публикации «Сторожевой Башни Сиона», чтобы она появлялась, например, каждую неделю. Пастор ответил на это:
«Мы считаем, что изменение не происходит по трем причинам: во-первых, текущая цена, пятьдесят центов в год, абсолютно недоступна для многих читателей; другая причина заключается в том, что для публикации нам все чаще нужны многие «газетные вырезки», опубликованные «короткие истории» и «рассказы», которые должны быть взяты из тысяч разных журналов; и наше третье и главное возражение состоит в том, что я не думаю, что наши читатели могут полностью переварить умом духовную пищу быстрее, чем за месяц. Позвольте выразить мнение, что если вы прочитаете каждую статью три раза, прежде чем перейти к следующей, вы можете получить в три раза больше еды из той же газеты».
В сентябре Рассел совершил двухнедельную поездку, посетив небольшие собрания в городах Элирия и Кливленд, Огайо, затем Лапир, Алмонт, Белле Ривер, Броквей Центр и Детройт в штате Мичиган. В то же время его близкий друг А.Д. Джонс посетил собрания вокруг Нью-Йорка и Филадельфии. В ответ на многочисленные просьбы, в ноябре 1880 года Пастор Рассел отправился в следующую поездку с женой. Они посетили вместе небольшие города в штате Нью-Йорк: Данвилл (4-6 ноября), Ханеойе (7-10 ноября) и Брокпорт (11-13 ноября). До конца года было совершено еще полтора десятка подобных визитов.
Чарльз также решил удовлетворить просьбы об издании следующих новых библейских тем. Затем он начал писать серию небольших религиозных трактатов, которым было дано общее название Bible Student Tracts (Трактаты Исследователя Библии). Эти трактаты на несколько страниц были добавлены к «Сторожевой Башне Сиона», а ее читатели занимались их распространением. Это был недорогой способ продвижения взглядов, без необходимости дорогостоящей печати целых книг или обширных брошюр. Эти небольшие трактаты были подготовлены в конце 1880 года и опубликованы в следующем году. Чарльз также начал работать с В.I. Манном и Дж. Патоном над книгой Тени Скинии. Таким образом, весь этот год оказался необычайно плодотворным для Пастора Рассела. Плоды этой работы должны были быть собраны в ближайшем будущем.
* * *
Обработано на основании книги Чарльза Ф. Редекера, «Пастор Ч.Т. Рассел. Посланник Тысячелетней Надежды», с. 9-45 (англ.). Некоторая информация взята из книги Ф. Зидека «Чарльз Тейз Рассел: Его Жизнь и Времена. Человек, Тысячелетие и Послание» (англ. и пол.), а также из журнала «Сторожевая Башня»
Смотри также:
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: