РАЗВИТИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (1881-1885)


читать предыдущую статью:

НАЧАЛО ИЗДАТЕЛЬСТВА ЖУРНАЛА «СТОРОЖЕВАЯ БАШНЯ СИОНА»


РАЗВИТИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

(1881-1885)


    1881 год


(Расселу 29 лет)
(Первое воззвание Жатвы Евангельского Века 1874-1881)
(Первое просеивание Жатвы Евангельского Века 1878-1881)

 * * *

Начало этого года было моментом издательства первого библейского трактата из новой серии Bible Student Tract (Трактат Исследователя Библии). Этот первый трактат был озаглавлен «Почему Будет Второе Пришествие?». Он содержал 32 страницы. Все трактаты из этой серии были предоставлены читателям журнала «Сторожевая Башня Сиона» бесплатно. Рассел предложил после прочтения трактата передать его следующим заинтересованным.

«Позвольте мне предложить вам еще раз прочесть их полностью, прежде чем передать другим. Они предназначены для бесплатного распространения. Закажите их столько, сколько вы сможете использовать. Они специально предназначены для мыслящих христиан, а для обычного человека они будут выглядеть глупостью. «Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно» (1 Кор. 2:14).

Эти трактаты оказались чрезвычайно полезными, особенно для тех, кто только начинал изучать учения, представленные в Сторожевой Башне Сиона. Таким образом, был сделан еще один хороший шаг, который стал большой помощью и подкреплением для новообразовавшихся собраний.

 * * *

Zion’s Watch Tower Tract Society

16 февраля 1881 года пастор Рассел и группа из нескольких сотрудников основали корпорацию под названием Zion’s Watch Tower Tract Society. Ее целью было издательство журнала «Сторожевая Башня Сиона и Вестник Присутствия Христа», а также другие библейских трактатов и буклетов. В любом случае, это был не религиозный орган, а

Уильям Генри Конли (1840-1897)

 компания, созданная для распространения религиозной литературы. Важно отметить, что создание ассоциации позволило начать получать пожертвования для ведения проповеднической деятельности (только в первый год поступило пожертвова

ний на сумму 35 391,18 $ – позже выяснилось, что законы требовали регистрации ассоциации). Общество изначально действовало как незарегистрированная корпорация, первым президентом которой был Уильям Генри Конли (1840-1897). Он был предпринимателем и меценатом. Он внес 3500 $, или 70% от общей суммы в 5000 $, в учредительный ка

питал Общества. Остальные средства вложили: Джозеф Рассел 1000 $ (20%) и Чарльз Рассел 500 $ (10%). Джозеф Литл Рассел был вице-президентом, а Чарльз Рассел был секретарем и казначеем. Первоначально главный офис был расположен на Пятой Авеню, 101, в Питтсбурге. После основания ассоциации вся распространяемая литература приобреталась непосредственно в издательской компании Tower Publishing Company, принадлежащей Чарльзу Расселу.

С этого момента эффективность деятельности Рассела быстро росла. За короткое время группа исследователей в Питтсбурге выросла до более чем 200 членов. Каждый год они выбирали Чарльза Рассела своим пастором. Другие общины постепенно приняли тот же обычай, демонстрируя признательность, уважение, любовь и восхищение человеку, которого, как они верили, Бог использовал, чтобы открывать истины в назначенное времени.

В течение всего этого времени он поощрял читателей Сторожевой Башни Сиона, которые еще не проводили регулярных встреч в своем районе, следующими словами:

«Мы хотим создать список всех мест, где у наших читателей есть регулярные встречи и услуги любого рода, в церквях, залах или частных домах. Евангелисты и учителя часто путешествуют «вдвоем или втроем», путешествуя из одного места в другое.

Если у вас нет такого рода собраний, позвольте дать вам совет, чтобы вы регулярно собирались в своем собственном доме со своей семьей или даже с несколькими заинтересованными людьми. Вместе читайте, изучайте, пойте и молитесь, и там, где двое или трое встретятся во имя Его, среди вас будет Господь – ваш Учитель».

 * * *

(Второе воззвание Жатвы Евангельского Века 1881-1884)

Таким образом, весной 1881 года началось Второе воззвание Жатвы Евангельского Века, которое продолжалось до весны 1884 года. В то время к обществу исследователей Библии присоединилось несколько тысяч новых членов. Все это большое дело началось в апреле 1881 года, когда Чарльз опубликовал статью с объявлением о том, что ищет тысячи людей, желающих распространять и продавать библейскую литературу. По оценкам, на тот момент около 100 человек уже были привлечены к распространению публикаций. Предлагаемое предложение о новом сотрудничестве стало приглашением начать христианское служение. Общество Zion’s Watch Tower Tract Society предложило поставлять книги и брошюры с небольшой скидкой, чтобы прибыль от продажи могла покрыть все расходы на поездки и распространение. Таким образом, те, кто продавал книги, становились распространителями, а те, кто распространял бесплатные трактаты, становились добровольцами (волонтерами).

„Церковь – это Божий виноградник, а мы живем в конце Евангельского дня. Мы благодарны за возможность быть сотрудниками Бога, если мы продолжаем быть верными.

Есть так много разной работы, что каждый может чем-то заняться в винограднике – в притче все были заняты. Если у вас есть полчаса, час, два или три, вы можете использовать их, и вы получите признание от Господина жатвы. Кто может перечислить все благословения, которые могут излиться на нас во время часов служения под руководством Бога?

Для тех, кто может уделить половину или больше своего времени исключительно делу Господа, у нас есть предложение плана действий. (Мы обращаемся к тем, кто не содержит семьи – как к мужчинам, так и к женщинам), а именно: приезжайте в большие и маленькие города и, в зависимости от ваших способностей, как распространители или евангелисты, старайтесь найти повсюду ревностных христиан, многих из которых вы найдете без знания, но с ревностью к Богу; вручая буклеты, постарайтесь дать им понять богатство благодати нашего Отца и красоту Его Слова; представьте свое дело милосердия и любви, стараясь продать книги «Рассвет Дня» (Day Dawn) и заинтересовать подписчиков «Сторожевой Башней» (если человек слишком беден, чтобы купить их, но заинтересован, ее можно было бы преподнести как дар от Бога). Поскольку лишь немногие могут позволить себе путешествовать, оплачивать еду и одежду без какого-либо источника доходов, мы предлагаем бесплатную доставку трактатов и книг «Рассвет Дня», и позволяем такому человеку получать подписку на Сторожевую Башню, используя деньги из обоих этих источников («Рассвет Дня» и «Сторожевая Башня; трактаты бесплатны и не могут продаваться) для покрытия необходимых расходов. Если ваши поступления превышают ваши расходы, можно было бы ожидать, что некоторые из них вернутся к нам”.

Объявление получило очень хорошие отклики, и в скором времени к пастору Расселу обратилось много распространителей. Однако возникло много недоразумений, и Чарльзу пришлось объяснять, что он не ищет продавцов или книжных агентов, которые рассматривают это объявление как способ получить обычную работу. Пастор объяснил им, что такой подход – это полное недопонимание его предложения.

”Нам нужны работники (как и Господу), которые будут трудиться за небесную зарплату, а не за цену газеты или книги. Нам нужны только те, кто может объяснить содержание газеты, книги и плана, кто пойдет и будет проповедовать, говоря: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мат. 3:2).”

Безусловно, критики обвиняли его в том, что вместо того, чтобы заниматься провозглашением Евангелия, он просто предложил нанять распространителей. Некоторые представляли его как торговца, который пытался использовать религию и торговлю, чтобы получить большое богатство за счет других. Критики обвинили Рассела в том, что он просто зарабатывал на издании «Сторожевой Башни Сиона». Они также обращали внимание на то, что, будучи владельцем издательской компании «Tower Publishing Company», он печатал, хранил, а затем продавал всю литературу «Обществу Сторожевой Башни Сиона». С точки зрения критиков такое распространение литературы было не чем иным, как продажей. Таким образом, Рассела обвиняли в зарабатывании на Сторожевой Башне. Чарльз отверг все эти обвинения, подчеркнув, что распространители являются неоплачиваемыми представителями Общества Сторожевой Башни Сиона, и что небольшие суммы денег, которые они зарабатывают, позволяют им покрывать свои транспортные расходы и выживать. Одновременно он обратил внимание на то, что распространители трудятся для самого Господа Иисуса Христа.

Новым собраниям были предложены полезные советы по организации таких собраний. Время от времени читались лекции, но наибольшее внимание уделялось встречам, дающим каждому возможность свободно говорить. В качестве помощи для библейских исследований была предоставлена ​​необходимая литература – Сторожевая Башня Сиона, книги, брошюры и трактаты. В апреле этого года были доступны четыре позиции бесплатных трактатов из серии «Трактат Исследователя Библии»: четвертый выпуск носил название «Почему было допущено зло»? В мае был выпущен пятый трактат: «Узкий путь к жизни». Было также сообщено, что предыдущая редакция уже изданных трактатов уже исчерпана (они были переизданы в большем количестве в июле). Все это вызвало большой интерес и необходимость продолжить это направление деятельности. В июле вышел шестой выпуск: «Воззвание на брачный пир Агнца».

* * *

Примерно в это же время Нельсон Барбур услышал, что Чарльз Рассел использовал схему Скинии в своих проповедях, чтобы проиллюстрировать, как жертва Иисуса Христа была показана в образных жертвах, которые приносили евреи. В ответ Барбур написал статью под названием «Искупление», в которой он полностью противостоял взглядам, изложенным Расселом. Пастор был вынужден пересмотреть соответствующие библейские стихи, и хотя он увидел несогласие с толкованием, представленным Барбуром, он также признал, что не полностью понимает весь вопрос. Поэтому он не мог представить полное толкование жертвоприношений в скинии. Однако он оказался в очень озабоченном положении, потому что отсутствие реакции на презентацию Барбура означало, что некоторые читатели могут быть введены в заблуждение. В то же время простого утверждения о том, что мнение Барбура было неверным, было недостаточно, и могло быть воспринято как результат духа соперничества между ними. Поэтому Рассел обратился со всем этим в молитве, и после трех дней глубокого изучения Библии он получил гармоничное понимание библейских стихов.

Рассел тогда увидел, что правильное понимание этого вопроса оказало большое влияние на все его взгляды и истины – оно не искажало ранее понятые истины, но привело их все в порядок и гармонию, исправляя некоторые существующие недоразумения и искажения. Например, Чарльз не до конца понимал разницу между оправданием верой и освящением. Поняв учения о жертвах скинии, он ясно увидел, что все грешники нуждаются, прежде всего, в жертве Выкупа, совершенной Иисусом Христом, чтобы в последствии верой получить пользы, которые следуют из заслуги. Этот образ объяснил учение об оправдании верой, согласно которому, принимая жертву Христа, принесенную за нас, грешники могут считаться свободными от греха. Однако только после очищения в глазах Бога (нашего оправдания верой и приписания нам заслуги Христа) принятие Богом нашего жертвования (посвящения) позволило принять посвящающихся как сожертвующих со Христом.

Исходя из этих соображений, пастор впервые увидел большую привилегию стать сонаследниками со Христом и участия с Ним в божественной природе, которая была ограничена только к классу людей, посвящающихся на служение Богу. Он также увидел, что Иисус Христос был первой из этих жертв, совершенных в образной Скинии – жертвой за грех. По этой причине никто из тех, кто жил до жертвенной смерти Христа, не мог быть соучастником Его жертвы. Это сонаследие началось только от Пятидесятницы и зачатия от Святого Духа. Исходя из этих соображений, Рассел впервые понял, что Евангельский Век – это время, когда Бог принимал жертву всех, кто приходил к нему через Христа. Когда Евангельский Век должен был закончиться, то и обещание награды божественной природы должно было закончиться. Это означало, что все члены тела Христа (144 000) будут тогда прославлены. Только тогда благословения Тысячелетия могут быть излиты на все народы земли. Эти размышления привели его к четкому пониманию различий между природами – человеческой, ангельской и божественной. Он также полностью понял важность реституции (восстановления) всего – возвращения человека к первоначальному состоянию, от которого человек отпал.

          Джон Патон (1843-1922)

Будучи впечатлен логикой и гармонией этих учений, Чарльз представил их в частных беседах выдающимся сотрудникам (людям, наиболее знакомым с Божественным Планом). По этой причине он пригласил и финансировал путешествие четырех друзей. Одним из приглашенных гостей был Джон Патон, который был единственным, кто отверг представленные мнения. Рассел указал, что необходимо придерживаться Выкупа, чтобы увидеть изменение природы Иисуса Христа – как он оставил высшую ангельскую природу и принял низшую человеческую, потому что целью этого изменения природы было то, что он мог дать себя как совершенного человека, как Выкуп за первого совершенного человека Адама, и тем самым искупить Адама и всю его человеческую расу. Но Патон не принял это понимание и вскоре после этого начал отвергать учение о Выкупе. Безусловно, он все время использовал слово Выкуп, но сомневался в правильном понимании этого слова. Разница во мнениях привела к тому, что Рассел отказался принимать статьи Патона для публикации в «Сторожевой Башне Сиона». Это решение понятно, потому что пастор не хотел вводить читателей в заблуждение. Примерно в то же время текущий тираж книги «Рассвет Дня» был исчерпан. Рассел воспользовался возможностью, чтобы объявить, что он готовится написать и опубликовать книгу, которая будет называться «Millennial Dawn» (Рассвет Тысячелетия). Объявление об этом решении привело к тому, что Патон открыто возмутился и опубликовал свою книгу «Рассвет Дня» с измененным содержанием. Теперь она скрытно распространяла атеистическое учение эволюции, отрицая, что первый человек Адам попал в грех и нуждался в искуплении. Эта книга указывала на эволюцию и развитие человека как пути восстания человека от греховности и падения – что благодаря своим добрым делам он мог достичь божественной природы. Кроме того, она представляла Иисуса Христа как несовершенного человека, который просто дал хороший пример того, как бороться с грехом. Таким образом, Патон отверг библейскую философию Выкупа.

Пастор Рассел выступил против Патона и его последней публикации, осудив ее как противоречащую Божьему Слову. Он официально сообщил читателям, что тираж книги «Рассвет Дня» исчерпался, и новая книга, которая появилась под тем же названием, основана на совершенно другом основании, чем то, которое он рекомендовал. До июня 1881 года пастор прервал все контакты с Патоном. Таким образом, после ухода Барбура и Патона пастор Рассел оставался чуть ли не единственным лидером движения исследователей Библии. Он не разочаровался в этих испытаниях и верно следовал в выбранном направлении, которое, как он чувствовал, Бог назначил ему.

Чтобы укрепить силу библейских учений, в том же году был опубликован еще один, седьмой трактат: «Дело Покаяния – Образы Скинии». Он также объявил о прекрасной публикации, которая должна была выйти в следующем году.

* * *

В двойном номере Сторожевой Башни Сиона за июль-август Рассел предложил своим читателям дополнение в виде Схемы Веков.

«Мы представляем всем нашим читателям «Схему Веков» с предложением повесить ее в удобном месте, где ее часто будут видеть многие люди. Ее схема узкого жизненного пути может быть постоянным напоминанием следовать путем нашего Учителя. Таким образом вы сможете утвердить свое призвание и избрание.

Мы также надеемся, что, найдя такое место, она станет предметом интереса для всех тех, кто может посетить вас, и что благодаря этому будет возможность познакомить их с таблицей и объяснить ее учения. Таким образом, каждый читатель станет проповедником на «узком пути к жизни» – славе, чести и бессмертию […]

Эту таблицу надо, по крайней мере, месяц чрезвычайно внимательно изучать и исследовать […]».

Читатели посчитали это своим личным призванием, позволявшим им проповедовать истину другим. Это положило начало большому движению людей, посвященных Богу, которые ревностно занимались провозглашением другим Божьего Слова. Соседи навещали друг друга и рассказывали об учениях пастора Рассела. Рабочие рассказывали друг другу во время перерыва на рабочем месте. Распространители ходили по городам и селам, предлагая религиозные журналы, книги и брошюры по необычно низким ценам. Распространялись бесплатные трактаты. Таким образом, зародилось движение, которое широко провозглашало идеи, которым учил Рассел. Пастор посоветовал всем, до кого дошло послание истины, посвятить каждую свободную минуту тому, чтобы делиться благой вестью с другими посредством проповеди и распространения литературы. Люди разных социальных слоев, как внутри страны, так и за рубежом, с радостью откликнулись на этот призыв, отражая глубину их убеждений и энтузиазма в отношении Божьего дела, которое они так понимали.

* * *

ПИЩА ДЛЯ МЫСЛЯЩИХ ХРИСТИАН

Пища для Мыслящих Христиан

Одной из главных публикаций, которые использовались в этот период, была опубликованная в сентябре 1881 года брошюра «Пища для Мыслящих Христиан» (Food for Thinking Christians). Изначально она появилась как специальный номер Сторожевой Башни Сиона, но пастор Рассел, видя большое заинтересование, принял решение об издательстве отдельной брошюры под тем же названием.

Публикация имела 162 страницы и содержала основные доктринальные взгляды исследователей Библии. Главным обсуждаемым вопросом была попытка ответить на удручающий вопрос: Почему любящий Бог допускает зло? В ее содержании также можно найти разоблачение ошибочных взглядов ортодоксальных номинальных церквей и Таблицу Веков с подробным объяснением, иллюстрирующим Божественный план развития Церкви, благословения мира и уничтожения неисправимых во «второй смерти».

Это была первая публикация, опубликованная самостоятельно Обществом Сторожевой Башни Сиона. Первое издание составило 300 000 экземпляров. Брошюра была бесплатно отправлена ​​в собрания, но были предложены добровольные пожертвования. Их сумма оказалась настолько большой, что это позволило быстро окупить ранее купленный печатный пресс. Вскоре выяснилось, что напечатанного количества брошюр было недостаточно, а количество запросов на возобновление издания было настолько велико, что пастор принял решение о втором издании в размере 500 000 экземпляров. Тогда пришлось воспользоваться типографиями, расположенными в разных городах штатов Пенсильвания, Нью-Йорк и Огайо, чтобы сократить расходы и продолжительность перевозок для получателей. В течение четырех лет брошюра достигла тиража почти в 1,5 миллиона экземпляров, которые были бесплатно распространены по всей территории Соединенных Штатов, а также по различным каналам в Канаду. Джон Корбин Сандерлин и Дж.Дж. Бендер были отправлены в Великобританию, где они напечатали 300 000 экземпляров брошюры. Они позаботились о том, чтобы брошюры распространялись по всей стране в течение трех последующих воскресений – они распространялись среди людей перед церквями. Рассел использовал 40 000 долларов на этот большой проект.

 * * *

(Второе воззвание Жатвы Евангельского Века 1881-1884)

Осенью 1881 года началась следующая волна трудных испытаний, которая со временем стала называться Вторым просеиванием Жатвы Евангельского Века. Оно продолжалось с осени 1881 до осени 1884 года. Просеивание сосредоточилось вокруг неверия, хотя оно также отрицало Выкуп. В этот период многие люди начали выдумывать различные собственные религиозные убеждения, посвящая свое время их распространению. При этом они отвергли Божественный План Веков, представленный пастором, и таким образом отвергли вдохновение Священного Писания, а также его учения: рождение Иисуса в безгрешном человеческом состоянии, Его воскресение как духовного существа, чудеса, совершенные Им и т.д. Распространялся высший критицизм, рационализм, деизм, материализм, агностицизм и атеизм. Учением, которое разделяло христиан в то время, было неверие. Не было никакой веры в существование Божественного Плана, который был представлен в Писании, на его место были введены их собственные ложные планы и взгляды. Так возникло это просеивание.

Все началось осенью, когда близкий соратник Чарльза Рассела А.Д. Джонс предложил издавать новый журнал, чтобы публиковать некоторые из более простых очертаний Божественного Плана. Это должен был быть журнал для начинающих, выполняющий миссионерскую работу. Рассел осознавал, что Джонс хорошо понимал Истину вовремя, и согласился. Новый выпуск был озаглавлен: Заря Сиона. Первоначально, очень короткое время, он продавался как дополнение к Сторожевой Башне Сиона. Однако через несколько месяцев в нем стали появляться различные ошибки, пока через год Джонс полностью не отверг учение Божественного Плана. Это привело к дальнейшим испытаниям, потрясениям и просеиваниям.

* * *

В то время тираж Сторожевой Башни составлял 6000 экземпляров. В общей сложности «Общество Сторожевой Башни Сиона» распространило в этом году более 1,4 миллиона журналов, брошюр и трактатов. Общество завершило 1881 год с положительным финансовым результатом в 55 долларов (выручка составила 35 391 доллар, а расходы на печать 35 336 долларов). Считается, что большая часть этой огромной суммы была предложена Уильямом Генри Конли (1840-1897). Пастор Рассел использовал принцип, согласно которому «деньги Господа не должны были ржаветь» и, тратя деньги, за все отчитывался в ежегодных отчетах общества.

* * *


    1882 год


(Расселу 30 лет)
(Второе воззвание Жатвы Евангельского Века 1881-1884)
(Второе просеивание Жатвы Евангельского Века 1881-1884)

Вначале 1882 года бывший партнер пастора Рассела, Джон Патон, начал издавать свой собственный журнал под названием «Надежда Мира». В этом году несколько других близких соратников и редакторов Сторожевой Башни Сиона также покинули пастора. Некоторые критики предположили, что одной из причин их ухода было растущее влияние жены Рассела на статьи, публикуемые в «Сторожевой Башне». В то время Мария была занята редактированием и корректированием всех статей, поступавших в редакцию. Имея очень быстрый ум, она могла быстро проверить соответствие их содержания взглядам, представленным пастором Расселом. Оппоненты назвали это открытой цензурой. Тем не менее, Чарльз и Мария Рассел восприняли это как важный шаг в проверке содержания статей, которые затем попадали к читателям. Для Чарльза самым важным было то, что представленное содержание будет соответствовать библейской истине о Божественном Плане спасения человечества. Он пытался представить эту истину верно и разумно.

„Мы бы хотели, чтобы каждый заинтересованный читатель почувствовал интерес к «Сторожевой Башне», чувствовал что это наша газета: газета принадлежит Господу и, следовательно, всем Его детям. Мы надеемся, что она всегда будет руководствоваться одним пониманием во славу Божью и во благо Его детям. Подобно Библии, она не будет обсуждать вопросы, но будет представлять то, что считает истиной, и ничего более; будет представлять то, что было принято – в гармонии со Словом Божьим – как ясные истины. Отсутствие компромиссов к ошибкам требует двойной проверки; задержка по причине отсутствия источников истины не должна ни в ком вызывать обиды. Истина, только истина и ничего кроме истины – вот наш девиз.

Но кто должен судить, что такое истина и как? Это важный вопрос для совести каждого редактора, и в нашем случае это имеет двойное значение, потому что многие темы, обсуждаемые в наших колонках, являются «новым» (Мат. 13:52) и «твердой пищей». Мы верим, что наши читатели, наученные из страниц Сторожевой Башни о всевозможных формах заблуждений, находятся в гармонии со Словом Божьим, будучи более эффективно вооружены против заблуждений. Пусть сияют солнечные лучи, и тьма убегает. И с ясным планом Бога перед умом мы можем легко разоблачить искаженность заблуждений. Библия – наш единственный стандарт, согласно которому можно проверить истину или ошибку каждой темы.

Мы будем информировать наших читателей о нашем методе отсеивания истины, который они могут видеть в нашей стараниях в попытках отделить истину от заблуждений.

Редактор пытается проверить свои собственные статьи с помощью Божьего Слова, но каждая статья, которая появляется в газете, подвергается особой критике одного или нескольких из тех, кто ходит во свете. Если это новое толкование, то перед публикацией его должны одобрить как минимум двое из тех, кто пишет больше всего и кто лучше всего знаком со Священным Писанием. Если эти разумные и добросовестные люди не признают его истинным, то оно будет лежать до тех пор, пока не будет признано истинным и будет опубликовано, либо ошибочным и будет уничтожено.

Это правило, которое мы применяем к нашим собственным трудам, также распространяется на других людей, и, следовательно, многие написанные статьи никогда не публикуются. Этот строгий принцип не нравится некоторым из тех, кто размышляет о своих способностях, доказывая тем самым, что их человеческая природа еще не распята – мертвые не имеют репутации и не могут пострадать. Но для тех, кто полон решимости находить и распространять истину, этот принцип обычно очень хорош”.

В то время «Сторожевая Башня Сиона» уже имела тираж 10 000 экземпляров (стоимость годовой подписки составляла 50 центов, а стоимость доставки за границу – 65 центов в год). Чарльз боролся с рядом трудностей, таких как отсутствие бумаги для печати следующих номеров, а также железнодорожных блокад, из-за чего имели место задержки с доставкой. Рассел постоянно призывал читателей использовать свои таланты в служении Господу.

* * *

СКИНИЯ И ЕЕ УЧЕНИЯ

В то же время Рассел опубликовал новую брошюру «Скиния и Ее Учения». К концу года было напечатано 15 000 экземпляров этой брошюры. В этой публикации пастор представил свою интерпретацию церемоний в Скинии, а также жертвоприношений, которые приносились Моисеем и Аароном. Чтобы облегчить распространение этой новой брошюры, был использован список подписчиков «Сторожевой Башни Сиона». К январскому выпуску «Сторожевой Башни» были добавлены обе изданные брошюры («Пища для Мыслящих Христиан» и «Скиния и Ее Учения»). Их распространение стало одним из важнейших аспектов всей Жатвы Евангельского Века.

В апреле Рассел сообщил читателям, что из тиража книги «Рассвет Дня» осталось всего лишь 100 экземпляров, которые он предлагал для продажи по сниженной цене (50 центов). Он также объявил об издательстве совершенно новой книги, которая должна была носить название Millennial Day Dawn (Рассвет Тысячелетнего Дня). Ее издание было необходимо по двум причинам: во-первых, запасы старого издания были исчерпаны, а во-вторых, с момента издания книги «Рассвет Дня» «было найдено много ценных и сияющих драгоценных камней истины». Пастор Рассел был сторонником концепции прогрессивного понимания истины. Поэтому Чарльз верил, что когда он изучал и размышлял над Словом Божьим, молясь о понимании Божьего плана, Бог дал ему понимание новых вопросов. Он верил, что Божий свет падает на данную проблему, доставая новые темы из тьмы традиций и суеверий темных веков. «Стезя праведных – как светило лучезарное, которое более и более светлеет до полного дня» (Прит. 4:18). Поэтому необходимость написать новую книгу была неотложной, чтобы включить в нее новейшие понимания Божьего плана. Новое название должно было отличить его от старой книги, и в то же время сходство в названии идентифицировало его с тем же источником духовной пищи.

„Millennial Day Dawn – это название новой книги, которую мы намерены издать. Она будет содержать уже опубликованное содержание, а также много новых. Она будет отражать наше понимание Божьего Плана, объяснение наиболее важных символов книги Откровения и многих притч и тайн Иисуса и апостолов, а также хронологические библейские свидетельства, которые определяют наше место в потоке времени, написанные ясно и подробно, и в то же время настолько сжато, насколько это будет возможно”.

* * *

Между тем, большие изменения произошли в семейном доме Рассела. Жена отца Чарльза, Джозефа Рассела, Эмма родили ребенка – дочь по имени Мейбл. Это создало довольно необычные и сложные семейные узы. Новый ребенок был сводной сестрой Чарльза, но из-за разницы в возрасте (30 лет) он мог быть для нее дядей. Еще более сложные отношения преобладали между другими членами семьи. Жена Джозефа была сестрой жены Чарльза и одновременно его мачехой и невесткой. Это были сложные взаимосвязи. Это, вероятно, повлияло на важное решение Джозефа Рассела. Он изменил свое завещание, оставив свою собственность жене и дочери Мейбл. Вероятно, это произошло без предварительного уведомления Чарльза. Предыдущий неписанный договор заключался в том, что Джозеф должен был выкупить акции у своей семейной компании, которая согласно завещанию была записана на сына. Таким образом, у Чарльза были средства для дела Господа, и в то же время он имел обеспеченную старость. Теперь ситуация полностью изменилась.

Несмотря на эти семейные перепланировки, пастор Рассел продолжал расширять деятельность, что из-за больших масштабов становилось все более дорогостоящим мероприятием. В мае 1882 года он опубликовал брошюру «Очерки Проповедей». Это был ответ на многочисленные просьбы исследователей Библии, которые получили «Схему Веков» годом ранее. Новая брошюра содержала в алфавитном порядке основные темы Библии со ссылками на стихи из Библии. Получив ее, исследователи могли легко произнести шесть лекций, объясняющих карту веков. Брошюра была бесплатно отправлена ​​всем, кто хотел ее использовать (но заказать ее можно было только один раз). В то же время Рассел советовал всем исследователям Библии приобрести и использовать две очень полезные публикации: «The Emphatic Diaglott» (перевод Нового Завета с оригинальным греческим текстом) и «Young’s Analytical Concordance» (Библейский Лексикон Роберта Янга).

* * *

Между тем, в Великобритании был достигнут прогресс в деятельности. Отправленные туда Расселом полгода назад Дж. С. Сандерлин и Дж.Дж. Бендер организовали первые собрания в Лондоне и Глазго. Они все еще оставались на месте, помогая английским и шотландским исследователям лучше понять представленные в Сторожевой Башне Сиона учения. Воодушевленный этим прогрессом, Чарльз написал читателям в июне, чтобы они начали публично провозглашать истину. Это воззвание было встречено с хорошим отзывом. Чаще всего для распространения использовалась Сторожевая Башня или бесплатные библейские трактаты. В то время много новых добровольцев присоединились к евангельскому делу. Именно для их нужд были напечатаны два новых трактата, а именно: «Трактат Исследователя Библии»: «Дочь Пастора» и «Благая Весть для Всех». К концу года было напечатано около 447 000 экземпляров трактатов.

Летом два добровольца (Лей и Спирс) пожертвовали своим летним отдыхом и поплыли вниз по реке Огайо, раздавая сотни трактатов и брошюр в близлежащих городках и деревнях. В последующие недели пастор Рассел начал получать письма из этих регионов, а затем заказы на литературу. Разъездные проповедники также проделали большую работу. Благодаря всей этой совместной работе несколько тысяч человек узнали библейскую истину.

В августе Чарльз опубликовал ответ на важный вопрос об имени Иеговы. Это была его первая статья, подтверждающая обоснованность использования имени Иегова в отношении единого Бога-Творца. Большинство ортодоксальных церквей оставались последователями «святой троицы», тогда как Рассел на основании Священного Писания ясно показал, что Отец и Сын отдельны друг от друга. Это сделало взгляды Рассела еще более иными и все более отличительными от всех учений христианства в мире. Это привлекло внимание тех, кто искал ответы на многочисленные вопросы. И пастор Рассел попытался найти ответы. И он искал ответы в Божьем Слове, отвергая предрассудки человеческой традиции и религиозных конфессий ортодоксальных церквей.

* * *

АКЦИЯ БЕСПЛАТНЫХ ЭКЗЕМПЛЯРОВ СТОРОЖЕВОЙ БАШНИ СИОНА

В октябре 1882 года Рассел провел чрезвычайно смелую и беспрецедентную акцию. Последний выпуск «Сторожевой Башни Сиона» был напечатан тиражом 400 000 экземпляров, которые были распространены в США и Канаде. 90 тысяч экземпляров журнала попали к духовным учителям в воскресных школах.

«Специальная миссия Сторожевой Башни Сиона – это четкое и эффективное объяснение и представление истины на все религиозные темы, без страха и выделения кого-либо, кроме нашего небесного Учителя. Она абсолютно несектантская и не имеет сформулированного вероисповедания. Мы верим, что лучший способ узнать истину – сравнение Писания с Писанием. Так мы получаем Божьи объяснения Его воли и плана. Мы знаем, что

«Бог – его собственный толкователь, и Он сделает это простым способом».

Хотя мы стремимся к уважению и общению со всеми Божьими детьми и не хотим никого обижать, мы готовы представить каждому ясное и убедительное изложение различных библейских учений, которые могут привести к тому, что кто-то будет готов обижаться. Мы обсудим все библейские доктрины, не избегая самых запутанных – что необычно для христианских журналов. Эта особенность делает нашу газету ценной для кураторов Воскресных Школ, учителей Библии и развитых библеистов, в то время, когда неверие является вызовом почти для каждого учения в церквях. Конечно, никогда не было времени, когда открытое и бесстрашное изучение каждого пункта учения было бы более необходимым. Разумное понимание Писания никогда не было так необходимо, как сейчас.

Мы хотим помочь в этом великом деле, чтобы поднять знамена истины против заблуждений в каждом направлении. Мы не прилагаем никаких усилий для защиты теорий и вероучений христианства – это было бы невозможно, потому что многие из них противоречивы, – но мы стараемся извлечь из Писания его чистые и беспристрастные учения по всем вопросам. Полагая, что истинная основа Христианского Союза – правильное понимание Божьего Слова, а не игнорирование различиями, мы стремимся к этому».

Несмотря на высокую стоимость, заинтересованным были предложены три бесплатных номера Сторожевой Башни Сиона. Это мероприятие подверглось критике за то, якобы это просто рекламный трюк. Пастор Рассел был обвинен в использовании религии и торговли, чтобы получить большое богатство за счет других. Однако он видел необходимость представить вдохновенное Божье Слово понятным способом, чтобы правильно гармонизировать всю Библию. Он хотел, чтобы библейские темы были организованы тематически, ясно излагая перед читателем Божественные принципы, законы и обетования, а также, чтобы ясно были истолкованы библейские образы, символы, аллегории и пророчества, будучи все размещены в правильных хронологических рамках. Вот почему он не разочаровался и продолжил свою работу. Общество Сторожевой Башни Сиона завершило 1882 год с отрицательным финансовым результатом в 2571 $ (доходы составили 3333 $, а расходы на печать – 5 945 $). Это означало, что фонду придется сильно сократить свою деятельность, пока долг не будет погашен. Несмотря на эту задолженность, Рассел обратил внимание на необходимость обеспечения свободного доступа к литературе для бедных.

„Если мы вспомним, что подавляющее большинство наших читателей являются «бедными мира сего», то увидим, что в их интересах распространять истину независимо от их кармана, что иногда означает, что «она сделала, что могла». Мы надеемся, что при рассмотрении вышеупомянутого отчета вы сможете поблагодарить Бога и продолжать это делать, несмотря на наши большие долги. Если бы вы могли быть в этом офисе в течение одного часа и прочитать некоторые письма, которые мы получили, это укрепило бы ваше усердие и удвоило ваши усилия по распространению благой вести и, следовательно, по проповедованию Евангелия. C.T. Рассел”.

* * *


    1883 год


(Расселу 31 год)
(Второе воззвание Жатвы Евангельского Века 1881-1884)
(Второе просеивание Жатвы Евангельского Века 1881-1884)

Начало 1883 года принесло тысячи писем и открыток, которые стали ответом на масштабную акцию по издательству Сторожевой Башни Сиона в октябре прошлого года. Примерно 10 000 человек были разосланы следующие три бесплатных номера журнала с расчетом на увеличение количества постоянных подписок. Финансовая задолженность Общества Сторожевой Башни не дала возможности напечатать другие новые издания, и весь тираж брошюр «Скиния и Ее Учения», а также «Пища Для Мыслящих Христиан» был полностью исчерпан. Исследователям Библии можно было предложить только следующие номера Сторожевой Башни Сиона и посредничество в приобретении Аналитического Лексикона Янга и перевода Библии Diaglott.

Быстро растущее число людей, заинтересованных в посещении собраний в Аллегейни, привело к тому, что новый дом Чарльза и Марии Рассел был слишком маленьким. Еще в прошлом году пользовались залом Института Карри, а в феврале 1883 года пришлось переехать в больший зал Grand Army Hall в Аллегейни. Двести или даже триста человек собирались в новом зале, внимательно слушая проповеди пастора Рассела. Растущее число сторонников увеличивало давление, чтобы создать что-то вроде организации или церкви. На что Чарльз отвечал:

«Мы считаем, что видимая организация и принятие какого-то определенного названия увеличат нашу численность и сделают нас более уважаемыми в глазах мира. Обычный человек может видеть видимое организованное тело с определенной целью; поэтому они ценят разные организации, из которых они вышли, повинуясь голосу Учителя. Но обычный человек не может понять, как объединение людей может достичь чего-либо без видимой организации. Когда они смотрят на нас, они считают нас всего лишь несколькими рассеянными единоборцами – «особенными людьми» – с очень странными идеями и надеждами, но не заслуживающими особого внимания.

И хотя для обычного человека невозможно увидеть нашу организацию, потому что он не может понять то, что от Духа Божьего, мы надеемся, что истинная Церковь организована в наилучшем возможном порядке. […]

Признавая эту организацию, которая является Духом, и желая никак не ассимилироваться с миром, который ее не видит и не понимает, мы готовы терпеть упреки как особенные люди. Мы всегда отказываемся, чтобы нас называли другим именем, нежели наш Глава – Христиане, – непрестанно утверждая, что среди всевозможных их частей мы можем постоянно руководствоваться Его Духом и примером, который мы имеем благодаря Его Слову».

* * *

В марте Общество Сторожевой Башни Сиона приняло соответствующие меры, чтобы предоставить исследователям последнюю версию Нового Завета, переведенную на английский язык Константином Тишендорфом. Этот труд содержал исторические комментарии и соответствующие объяснения греческого языка. Полученные права позволили Расселу публиковать и распространять Новый Завет Тишендорфа. Исследователям также была предоставлена трехтомная публикация греческого и еврейского английского лексикона Englishman’s Greek and Hebrew Concordance, которая ранее была доступна только для ученых библеистов. По очень выгодной цене была куплена Библия Variorum, которая рассматривалась как «Библия для учителей», потому что она цитировала древний еврейский и греческий. Эти позиции высылались исключительно заинтересованным, которые заказали и оплатили их.

* * *

К августу число подписчиков Сторожевой Башни Сиона возросло до 10 000, а поступления позволили частично погасить задолженность. Это открыло новые издательские возможности. Однако оказалось, что приобретенного пресса уже недостаточно для растущих потребностей. Полиграфическая компания, услугами которой до сих пор пользовались, также оказалась слишком маленькой, чтобы удовлетворить растущие заказы. В то время Рассел начал искать нового издателя и для этого начал сотрудничество с Отто фон Зехом, который предлагал быструю и высококачественную печать на заказ. Его услуги были не самыми дешевыми, но Чарльз понимал, что ему нужен профессиональный сотрудник в области печатания литературы.

Тем временем к редакции присоединился Чарльз Сирджин, который начал переводить журнал на шведский язык. С октября начали поступать адреса религиозных шведов и норвежцев, куда можно было отправлять периодические издания. Реакция была настолько велика, что через месяц был создан специальный фонд, который должен был заниматься изданием шведской версии Сторожевой Башни Сиона. Постепенно также открывался путь к созданию немецкого подфонда. Таким образом, в конце года тираж Сторожевой Башни Сиона увеличился до 20 000 экземпляров. Учитывая, что в каждом выпуске было в среднем восемь лекций, то все это вместе составляло огромное количество проповедей, которые распространял пастор Рассел. Растущий тираж привел к тому, что к редакции присоединился Саймон О. Бланден. Он писал новые статьи и помогал в редактировании журнала. Благодаря этому у Чарльза Рассела появилось больше свободного времени, чтобы написать новую книгу «Рассвет Тысячелетнего Дня» (Millennial Day Dawn).

* * *

В октябре 1883 года Чарльз опубликовал статью, в которой написал о секте:

«Вебстер определяет секту как «отдельную часть», «часть группы людей, которые из-за определенной доктрины или определенных общих доктрин отделены от других».

Поскольку у нас есть ряд доктрин, которые Иисус и апостолы передали святым, а также потому, что мы отделены и отделяем себя от любой религиозной юрисдикции и контроля, из этого следует, что мы секта. Мы «отделились от грешников» и «не имеем ничего общего с бесплодными делами тьмы» (Еф. 5:11; 2 Кор. 6:17). Поскольку нет ничего общего между Христом и сатаной, ни между верующими во Христа и неверующим в искупление и Господа, мы послушны повелению Господа: «И потому выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому; и Я прииму вас. И буду вам Отцем, и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель» (2 Кор. 6:17,18).

* * *

К концу года пастор Рассел уже получал более шести сотен писем в неделю. Они включали вопросы, поздравления, критику, заказы литературы, финансовую поддержку, приглашения, просьбы о совете и многие другие вопросы. Чарльз и его жена Мария поняли, что необходимо расширять команду единомышленников. Появилась потребность в наборе большего числа проповедников, которые могли бы посещать местные собрания и по пути читать публичные лекции. Вся деятельность развивалась с удивительным темпом.

* * *


    1884 год


(Расселу 32 года)
(Второе воззвание Жатвы Евангельского Века 1881-1884)
(Второе просеивание Жатвы Евангельского Века 1881-1884)

Новый год начался с тех же проблем, которые затронули пастора Рассела в прошлом году. Он все еще боролся с финансовыми трудностями, осложнениями, связанными с получением бумаги, а также с увеличением отставания в обработке поступающей корреспонденции. Он провел большую часть своего времени, путешествуя по собраниям, которые его приглашали. Чаще всего выезжал он сам со своей женой. Какое-то время частота поездок составляла раз в месяц. Это заставило Рассела передавать все больше и больше обязанностей коллегам, которые с тех пор писали еще больше статей для Сторожевой Башни Сиона. Несмотря на все эти усилия, были некоторые задержки.

“Задержка последних двух номеров была неизбежна; это было связано с различными обстоятельствами. Мы надеемся, что читатели простят нас. Те же обстоятельства будут и впредь задерживать появление давно обещанной книги: «Рассвет Тысячелетнего Дня», но мы делаем все, что можем”.

Большое количество корреспонденции, а также растущее число литературы, которая распределялась, упаковывалась и отправлялась, означало, что нынешнее место Общества Сторожевой Башни на 5-й Авеню, 101 в Питтсбурге было слишком маленьким. Общество переехало в свою новую штаб-квартиру на Федеральной улице, 44 в Аллегейни. В офисе и на складе работала целая команда волонтеров, благодаря чему удалось продолжить дело пастора Рассела. Необходимость грамотного финансового менеджмента заставила его написать в июне:

«В этом месяце мы должны пересмотреть наши списки и вычеркнуть много имен – тех, кто не давал о себе знать за последние восемнадцать месяцев».

Это включает в себя много бедных из списка Господа. Мы хотим, чтобы Сторожевая Башня не доходила до людей, которые в ней не заинтересованы. Мы уверены, что никто не настолько беден, что не может позволить себе открытку, где он может ответить на наше предложение о включении его в список бедных еще на один год. Пожалуйста, сообщите нам как можно скорее, чтобы мы не допустили ошибки, отправив в ближайшие месяцы всем, кто заплатил или попросил бесплатно. Тех, кто заказывает бесплатную доставку, я прошу заявить, что они дети Господа и не имеют возможности к оплате. Мы также не хотим отправлять его бесплатно тем, кто может, но не хочет платить».

* * *

Примерно в это же время пастор Рассел начал формировать свой характерный стиль выступления и поведения на сцене перед публикой. Он всегда был одет в длинное черное пальто и костюм, белую рубашку с белым галстуком и черные туфли. Он выглядел чрезвычайно элегантно и представительно. Обычно он начинал свои лекции с легкого поклона аудитории. Критики обвиняли его в том, что это было частью театрального представления, и он появляется на сцене как артист или актер. На самом же деле его мягкий поклон выражал уважение, которое он оказывал всем слушателям. Пастор никогда не использовал заметки, когда говорил. Хорошая память позволила ему проповедовать и даже цитировать многие стихи из Писания. Когда он говорил, он был энергичным на сцене и пользовался жестами, чтобы подчеркнуть свои слова. Юмористическая, неожиданная гримаса на лице могла придать окраску всей речи. Иногда он сидел на стуле, а затем просил слушателей открыть вместе с ним свою Библию и читать стихи, которые он тихо цитировал и громко объяснял. Он говорил ясно, а его голос был добрым и вежливым. В конце лекций Чарльз обычно оставлял определенное количество времени на вопросы и ответы. Иногда другие священнослужители или богословы использовали этот момент, чтобы задать заранее подготовленные вопросы. Чарльз всегда был уравновешенным и сдержанным, а его долготерпение и терпение превосходили его противников. Всегда спокойно, доброжелательно, и в то же время с невероятной свободой он упорядоченно шел к намеченной цели, демонстрируя логику своего собственного понимания, подкрепляя ее многочисленными стихами Священного Писания. Он очень хорошо знал Библию, благодаря чему его противники часто признавали, что он был прав. Для людей в аудитории это всегда была возможность узнать истину Божьего Слова и утвердиться в уже освоенных учениях.

В качестве интересного примера приведем впечатления одного из слушателей, который интересным образом представил речь пастора Рассела:

«За кафедрой перед публикой он всегда носил длинный черный фрак и белый галстук. Его голос не был громким, но он никогда не использовал микрофон или громкоговоритель, потому что они еще не были изобретены, но его голос всегда доходил до самой отдаленной части зала. Он мог удерживать внимание большой аудитории не только час, но иногда два или три часа. Он всегда начинал свою лекцию с небольшого поклона в сторону аудитории. Когда он говорил, он не стоял как статуя, но всегда был в движении, жестикулируя руками и ходя по сцене. Я никогда не видел, чтобы у него были какие-либо заметки или записи в руках – только Библия, которую он использовал очень часто. Он говорил просто от души и весьма убедительно».

* * *

В 1884 году Чарльз Рассел обратился к Отто фон Зеху, который начал перевод Сторожевой Башни Сиона на немецкий язык. Вместе со своей женой он также помог с офисной и полиграфической работой. Обе семьи стали друзьями и планировали стать соседями. Чарльз продал несколько строительных участков Отто в непосредственной близости от его дома. Стоимость этой земли была не менее 4000 долларов, но Чарльз продал ее по выгодной цене за 3000 долларов. Несколько раз в неделю семья Зеха обедала вместе с Чарльзом и его женой Марией. После обеда они обычно ходили смотреть, как строится новый дом Зеха.

В какой-то момент года Чарльз решил вложить часть своих сбережений в покупку акций компании Standard Oil. В будущем это решение оказалось успешной инвестицией. Однако это стало причиной различий с Отто фон Зехом, который решил пойти по стопам своего друга и также вложил деньги в нефть. Чарльз считал, что в неуверенную и нестабильную фондовую биржу можно инвестировать только определенную сумму денег, возможная потеря которой не разрушит жизнь и будущее инвестора. Чарльз был убежден, что Оттон не должен инвестировать в фондовый рынок, и посоветовал ему не делать этого. И, действительно, когда фондовый рынок рухнул, Зех потерял свои деньги и вынужден был временно прекратить работу по строительству своего нового дома. Чарльз, имея гораздо больше сбережений, мог подождать несколько месяцев, и после дальнейшего повышения цены акций он получил очень большую финансовую прибыль. Можно предположить, что это могло стать тяжелым испытанием для Отто и стало испытанием для их дружбы и взаимной лояльности. Деньги, заработанные Расселом в то время, оказались очень необходимыми для дальнейшей работы.

* * *

ЮРИДИЧЕСКАЯ ЛЕГАЛЕЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В октябре 1884 года Чарльз написал важную статью, касающуюся юридической легализации деятельности Общества Сторожевой Башни (Zionʼs Watch Tower Tract Society).

«Общество Сторожевой Башни Сиона, хотя уже проделало большую работу и имело возможность публиковать истину под руководством Бога, заметно распространяясь по обе стороны Атлантики, еще никогда не было легализовано юридически. Наши друзья решили, что такая регистрация необходима, чтобы иметь все разрешения, необходимые для этой работы, а также аналогичные тем, которые есть у девяти из десяти ассоциаций.

Но наступил новый этап вопросов. Кажется возможным, что некоторые святые будут оставаться во плоти, по крайней мере, большую часть «времени скорби», и если так, то понадобятся печатные материалы, трактаты и т.д. Они могут быть более продуманными, чем сейчас, поскольку, когда суды Господа будут «совершаться на земле, тогда живущие в мире научатся правде» (Ис. 26:9). Теперь мы должны хорошо приготовить себя к этим «изменениям» в работе, потому что в противном случае это может вызвать перерыв в деятельности; мы можем предотвратить это, став юридическим лицом, получая государственную регистрацию.

Мы также обратили внимание еще на один момент: два или более человека, которые уже помогли поддержать ассоциацию, состарились и предположили, что их возможности заработка сократились, что они больше не могут жертвовать без риска оказаться в нужде и оставить себя в качестве бремени для своих друзей, которые не признают воли Господа; тем не менее, они хотят как-то пожертвовать деньги Господа для Его работы. Естественно, было предположение, что может быть много других в подобной ситуации и с похожими намерениями. Передача обществу таких денег или другой недвижимости через «завещание» может быть невозможна для принятия или продажи, если у нее нет статута.

По всем этим причинам было принято решение подать заявку на статут; и это было сделано. Мы ожидаем, что он будет предоставлен нам немедленно, и в таком случае в следующем выпуске вы сможете узнать больше об этом».

Критика была неизбежна – тогда Чарльз ответил своим оппонентам:

«Некоторые люди, очевидно, не понимают вопроса подачи заявки на Статут и боятся, что это попытка получить защиту или признание со стороны мирских властей; или свидетельство отсутствия уверенности в том, что Бог будет выполнять Свое дело независимо от того, кто будет жить или умрет.

Это ошибочные представления. Хотя мы вполне уверены в том, что Господь заботится о Его собственной работе, мы обязаны организовать наши и Его дела таким образом, чтобы в случае смерти одного человека не требовалось чудесное заступничество для предотвращения споров и судебных разбирательств в отношении тонущего Общества, и чтобы это не создавало неприятностей нашим преемникам в управлении. На запрос властей мы только просим о тех правах, которые предоставляются как иностранцам, так и гражданам. И такой статут говорит только о правах, не принуждая нас ни к каким обязательствам».

* * *

ОБЩЕСТВО СТОРОЖЕВОЙ БАШНИ СИОНА

            Zions Watch Tower Tract Society

13 декабря 1884 года корпорация Zion’s Watch Tower Tract Society of Pennsylvania (Общество Сторожевой Башни Сиона в Пенсильвании) было юридически зарегистрировано согласно закону штата Пенсильвания. Решение по данному вопросу вынес судья Общего Суда графства Аллегейни в Пенсильвании Ф.Г. Кольер. Формальной датой регистрации было 15 декабря 1884 года. Регистрация была сделана согласно закону о некоммерческих организациях штата Пенсильвания.

Штаб-квартира ассоциации находилась в Аллегейни, Федеральная улица, 44, штат Пенсильвания. Это была некоммерческая корпорация, которая не платила зарплаты и обеспечения. Пастор Рассел стал ее президентом и сам написал статут. Статут (или устав) разъясняет, что целью корпорации является:

«(…) умственное, моральное и религиозное совершенствование мужчин и женщин посредством преподавания Библии и публикации и распространения Библий, книг, газет, брошюр и другой библейской литературы, а также путем чтения бесплатных лекций людям».

Статут предусматривал создание Правления, состоящего из семи директоров, из которых каждый год путем голосования избирался президент, вице-президент и секретарь-казначей. В состав первого правления были включены: Чарльз Тэйз Рассел, президент; Уильям И. Манн, вице-президент; Мария Ф. Рассел, секретарь и казначей; Уильям К. Макмиллан, Дж.Б. Адамсон, Дж.Ф. Смит. Статут регулировал многочисленные правовые вопросы, касающиеся функционирования корпорации.

Каждый человек, подписавшийся на журнал «Сторожевая Башня Сиона», платил 10 долларов в год, получая при этом право на один голос. Несмотря на это, пастор Рассел подчеркнул, что корпорацией управляет исключительно он. Он также был редактором журнала «Сторожевая Башня Сиона», писал и готовил статьи, опубликованные в нем. Издание журнала осуществлялось издательской компанией Tower Publishing Company, которая продавала печатную литературу для дальнейшего распространения и продажи Обществу Сторожевой Башни Сиона. Заработанные финансы позволяли продолжить печатные работы. С другой стороны, Общество Сторожевой Башни Сиона было организовано так, чтобы могло обеспечить эффективное распространение газет, брошюр, буклетов и книг. У компании не было никаких долгосрочных активов. Деятельность ассоциации была сильно ограничена долгами с более раннего периода деятельности. В конце 1884 года ассоциация имела долг в размере 2446 $, который все еще подлежал погашению. Местонахождение ассоциации всегда находилось в доме, где в то время находился офис Рассела.

* * *

К концу года пастор Рассел получил письма из Англии, Либерии, Японии, Кореи, Таиланда, Новой Зеландии и Австралии. В письмах содержались запросы на отправку публикаций, а также заказы на подписку Сторожевой Башни Сиона. Это означало, что учения, проповедуемые пастором, начали распространяться по всему миру, находя сторонников даже в самых отдаленных местах. Хотя Чарльз никогда не попросил ни цента, ассоциация постепенно начала получать все больше и больше денег. Все это открыло не только возможность продолжения работы, но и ее развития в беспрецедентных масштабах. Рассел воспринял это как явный знак благословения этой работы от Господа.

* * *


    1885 год


(Расселу 33 года)

Начиная с января 1885 года, пастор Рассел созывал ежегодное общее собрание Общества Сторожевой Башни Сиона. Люди, имевшие голоса, могли принимать обязательные решения относительно дальнейшей деятельности ассоциации. В то время в ассоциации было по меньшей мере триста активных распространителей, которые ежедневно работали полновременно. Таким образом, ежемесячно они распространяли по 400-500 брошюр. Они также продавали сборник песен, бесплатные трактаты и журнал «Сторожевая Башня Сиона». В то время средний доход от проданной книги составлял всего 43 цента, но, несмотря на это, Общество Сторожевой Башни Сиона распространяло большинство своих публикаций бесплатно. Заработанные деньги были потрачены на печать дополнительных позиций литературы и покрытие расходов на проживание и питание для добровольцев, работающих в штаб-квартире в Аллегейни. Часть расходов также уходила на поездки пастора Рассела и его помощников, посещавших собрания.

В том же году он написал читателям, что темные тучи собираются над Европой, что свидетельствует о реальной вероятности начала войны. Он указал, что война будет означать конец «времен язычников». Эти учения были широко распространены и стали серьезным предупреждением для всех мыслящих христиан.

* * *

       Библейский класс дяди                              Даниила

По многочисленным просьбам в выпуске «Сторожевой Башни Сиона» за июль-август была заново опубликована брошюра «Скиния и Ее Учения». Чарльз полагал, что тщательный анализ тем, представленных в этом выпуске, потребует не менее двух месяцев (поэтому это был объединенный выпуск за июль-август). Он верил, что такая публикация брошюры укрепит веру читателей.

В том же году вышла книга «Библейский Класс Дяди Даниила». Она была написана Джоном и Мортоном Эдгарами, но его издание было авторизовано Чарльзом Расселом. Издание содержало 64 страницы и было иллюстрировано 15 рисунками. Оно описывало жизнь Иисуса Христа, таким образом, представляя Божью мудрость, любовь и милость. Оно оказалось особенно полезным во время рассказов детям о Библии.

* * *

В декабрьском номере Чарльз сообщил читателям, что число его последователей в Англии и Шотландии превысило прежние оценки, основанные на количестве подписок на Сторожевую Башню. В то время в Великобритании насчитывалось около 300 последователей учений Рассела, и в Глазго была основана совершенно новая община.

«[…] нам написали, утверждая, что работа и заинтересованность там, вероятно, значительно превышают наши оценки, основанные на количестве имен в нашем списке, потому что среди среднего класса довольно распространена практика покупки газеты несколькими людьми в компании и чтение по очереди».

* * *

Общество Сторожевой Башни Сиона заканчивало 1885 год с долгом в 516 $ (напомним: в конце 1884 года долг составлял 2446 $). В год выручка от продажи литературы составила 2615 $, а 1846 $ – от продаж земельных участков во Флориде, подаренных ассоциации. В общей сложности все поступления составили 4 461 $, а расходы – 2 531 $. После обслуживания предыдущего долга все еще оставался дефицит в 516 $. Финансовые результаты были очень хорошими и давали хорошие надежды на будущее. Пастор Рассел сказал, что благодаря этому он сможет использовать свои таланты в служении Учителю.

* * *


    Обработано на основании книги Чарльза Ф. Редекера, «Пастор Ч.Т. Рассел. Посланник Тысячелетней Надежды», с. 9-45 (англ.). Некоторая информация взята из книги Ф. Зидека «Чарльз Тейз Рассел: Его Жизнь и Времена. Человек, Тысячелетие и Послание» (англ. и пол.), а также из журнала «Сторожевая Башня»


Смотри также:

1886-1888 – Божественный План Веков

Подбробная биография Чарльза Рассела – вначало

 

 

Если вы обнаружили ошибку на странице, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: