КРИК В ПОЛНОЧЬ
„Но в полночь раздался крик: вот, жених идет, выходите навстречу ему” – Мат. 25:6
Многие согласны с основной интерпретацией этого стиха, различаются только взгляды относительно времени и того, как должно выглядеть Тысячелетие и возвращение Христа.
Футуристическое описание, представленное иезуитом, Ф. Рибэром (около 1590 года), в то время почти не упоминалось серьёзными исследователями пророчеств. Эта теория относила большую часть Откровения ап. Иоанна (после стихов 6:11) к семилетнему периоду скорби, который должен был наступить. Эта концепция стала поводом споров между футуристами и сторонниками теории скорби. Издания Биркса: „First Elements of Prophecy” (Основы Пророчеств)”, а также „Visions of Daniel” (Видения Даниила)”, были признаны важными описаниями в защиту исторической школы. Эти работы, среди многих других, послужили базой первым Адвентистам в сороковые годы восемнадцатого века, а также обновили рост и помогли развитию веры во временные пророчества среди более поздних Христиан Адвентистов.
К сожалению, предмиллениальные взгляды часто были лишены внимания вначале восемнадцатого века. Соперничающие теории подтолкнули большинство Христиан в центр конфликта между футуризмом и претеризмом (другие концепции, также иезуитского происхождения).
Всесторонние дискуссии относительно пророчеств, а в особенности возвращения Христа, происходили в лагерях сторонников Миллера и его современников. Охватывали они конференции, встречи и дебаты, было возможным воспользоваться журналами, книгами и брошюрами. Миллер провозглашал о возвращении Христа всем, кто желал слушать. Многие подключались к его деятельности. Можно упомянуть таких людей как Джошуа В. Химес, Чарльз Фитч, Иосиф Литч, Иосиф Батес и Джордж Сторс. Если говорить о журналах, то можно упомянуть такие названия как: „The Signs of the Times” (Признаки Времён)”, „The Bible Examiner” (Исследователь Библии) и „The Midnight Cry” (Полночный Крик).
Использование диаграммы иллюстрирующей Божественный План Веков было всеобщим. Беря за основу Авв. 2:2, стремились сделать видение ясным и понятным. Символика скинии пользовалась особенной популярностью, особенно в сочетании с видением 2300 дней в Дан. 8. Христос как образный первосвященник должен был вернуться вскоре, чтобы очистить и восстановить духовное святилище. Множество более поздних исследований Адвентистов Седьмого Дня много почерпнули из этой символики.
Генри Грю был автором брошюр о природе человека. Это поощрило Джорджа Сторса к тому, чтобы шире распространять эти взгляды. Грю написал также книгу „The Divine Testimony Concerning The Son of God” (Божественное Свидетельство Касающееся Сына Божьего)”, в которой он наметил учение о Христе, которое принял после Пастор Чарльз Тайз Рассел и другие. Но особого внимания в этой книге заслуживают размышления относительно природы Бога, природы человека, а также вечных мук. Джордж Сторс был способным последователем Миллера. Посредством своей книги, журнала „The Bible Examiner”, очерков известных как Six Sermons (Шесть Лекций), объясняющих значение бессмертия в грехе и страданиях, а также многих брошюр и трактатов, привил Адвентистам понятие условного бессмертия. Миллер не принял этих взглядов, но, однако, терпел их ради большей пользы, которая заключалась во внимании и пробуждении интереса людей к скорому возвращению Христа и суду.
Внимание сосредоточенное на втором пришествии
Сосредоточение внимания на втором пришествии подтверждало близость возвращения Христа. Всё остальное было оставлено ради приготовления к прибытию Жениха. В период с 1840 года по 1844 год заинтересованность Адвентом значительно выросла в северо-восточных, центральных и центрально-западных штатах Америки. Но оно так и не укоренилось в Европе. Год 1843 принёс разочарование всем ожидающим, потому что ничего знаменательного не произошло.
Последствия разочарований
После разочарования 1843 – 1844 годов Сторс продолжал учить об Адвенте, но уже без указания дат. В шестидесятые годы XIX века вместе с группой, известной как „Союз Жизни и Адвента” он оказался на крайних позициях. В своей автобиографии Сторс рассказывает о том, как соприкоснулся с трудами английского писателя Генри Данна, в которых говорилось о доктринах выкупа и реституции. Одна из книг носила название „Destiny of Human Race” (Судьба Человеческой Расы). В 1871 году, после восьми лет перерыва, Сторс возобновил издание „The Bible Examiner”и преобразовал журнал так, чтобы он заключал размышления на тему выкупа и реституции. Титульными стихами журнала были 1Тим. 2:5 и 6, а его главным девизом было, что Божественный План охватывает не только к некоторых верных, но и все человечество. Обетование, данное Аврааму должно было коснуться всех в наступающем земном царстве. Распространенная концепция, что Бог имеет в отношении мира план, была очень популярна в среде современных писателей, происходящих из христиан Адвентистов. В 1867 году I. К. Велкам и Кларксон Гулд написали книгу „План Искупления”. Однако религиозные убеждения, описанные и провозглашенные Сторсом, давали большую надежду, чем идеи Велкама и Гулда. С другой, однако, стороны Сторс избежал модернизма и популярных спекуляций среди славящихся своей широтой взглядов Универсалистов. В противоположность убеждениям Универсалистов о безусловном спасении, Сторс провозглашал, что Бог избрал разумные и умеренные условия для исцеления человечества.
Другие Движения
Параллельно возникли другие движения. Доминирующим течением протестантского диспенсационализма руководили такие личности как Джон Дерби и Эдвард Ирвинг. Они преобразовывали пророческие планы в футуристические образцы. В будущем, в среде Протестантов они должны были стать более влиятельными, нежели Адвентисты. Такие движения как Христадельфиане, или Церковь Бога (Веры Авраамовой) выделялись на общем фоне, претендуя на равенство с Апостолами Христа, основателем которых был Александр Кампбелл. Их земные надежды, связанные с Тысячелетием, отличались от Адвентистов. Они меньше опирались на даты (хотя 1866 год имел для многих значение), были более замкнуты, верили в избавляющее водное крещение, условное бессмертие, а также отвергали учение о троице (два последних учения происходят от Ф. Социна, члена Польских Братьев, действующих в шестнадцатом, семнадцатом веках). Наравне с Кампбелем они они разделяли пророческую надежду на восстановление утерянных учений ранней Церкви. Вениамин Вильсон, автор Emphatic Diaglott, был членом Церкви Бога (Веры Авраамовой). Эти взгляды разделяли также Рассел и Барбур, на которых эти мысли могли оказать влияние в сфере проблематики жатвы Евангельского века. Другой группой, возникшей от сторонников Миллера, было Движение Адвентистов. Они также принимали первичные взгляды Джорджа Сторса относительно состояния мертвых, но концентрировали главное внимание на проблеме второго пришествия Господа. Они назначили много дат, связанных с этим событием и пережили много разочарований. Адвентистский проповедник Джон Уэнделл учил о скором пришествии в брошюре под названием „Present Truth” (Настоящая Истина)”, изданной в 1870 году. В ней он указывал на 1873 год как год второго пришествия Господа.
Адвентисты Седьмого Дня
Адвентисты седьмого дня постепенно выросли до размеров наибольшего и лучше всего ориентированного в пророчествах движения. Имея своим „союзником” Миллера, им удалось укрепить свои взгляды не только среди других групп адвентистов. Новаторская доктрина небесного очищения святилища в 1844 году получила поддержку и дала доверие к „пророческому дару” Елены Уайт. Соблюдение Субботы стало традицией, которая упорядочила многие из их взглядов касательно пророческих событий. Однако главной была новаторская концепция миллениального царствования Христа. Иисус должен царствовать в небе, а земля должна была оставаться опустошенной и безлюдной, но возрожденной после тысячи лет. Те, кто не был спасен в этом или в предыдущих веках, не имеет надежды, поэтому их толкование реституции вписывалось в пророческое видение.
Главная историческая пророческая интерпретация была подкреплена во время переходного периода от сороковых до семидесятых годов восемнадцатого века. Оттоманская империя разваливалась, усиливая еврейские надежды на восстановление. Папство также теряло почву под ногами, и это оправдывало взгляд, что время конца, описанное в пророчестве Даниила, точно началось. Война, начавшаяся в Америке в шестидесятые годы восемнадцатого века, также заострила внимание людей на хрупкости земного правления, а также обострила необходимость правдивой, хотя недостижимой справедливости для всех людей. Это были признаки времён, которые повлияли на интерпретации Адвентистов, таких как Нельсон Барбур.
Пастор Чарльз Тейз Рассел
Вначале Рассел не действовал самостоятельно. В появлении движения Исследователей Священного Писания ему помогали несколько опытных старших христианских братьев. Они собирали плоды, выращенные людьми, которые действовали перед ними. Издание „The Bible Examiner” Джорджа Сторса прервалось вскоре после его смерти в 1879 году. Пастор написал для этого журнала нескольких коротких тем ещё в 1877 году. Нельсон Барбур и Джон Х. Патон сотрудничали при исследовании временных пророчеств. „The Herald of the Morning” (Вестник Утра; Джон Патон и Рассел были соредакторами этого журнала) разбудил надежды многих адвентистов на то, что возвращение Христа состоялось (не смотря на то, что изначально оно было назначено на 1873 год). Этот журнал выдвигал подобные Сторсу идеи касательно реституции. Концепция, касающаяся жатвы, поднимала вопросы об отделении себя от части номинального и грешного Христианства. Все это вначале наткнулось на оппозицию со стороны родного движения, Церкви Второго Пришествия, издающей „The World’s Crisis” (Всемирный Кризис). Позже, многие прежние сотрудники по очереди избрали собственные пути, включая Нельсона Барбура, Джона Патона, А.П. Адамса и А.Д. Джонеса. Молодой Рассел уже тогда издавал „Zion’s Watch Tower” (Сторожевая Башня Сиона) и Millennial Dawn (Рассвет Тысячелетия).
Рассел строил на фундаменте движения Миллера как пророческой прелюдии. Нельсон Барбур создал своеобразную концепцию параллельности между первым и вторым присутствием Христа, что можно было увидеть на каждой из обложек его журнала. Включала она примеры опозданий и упущенных возможностей, которые могли стать уделом истинной и фальшивой пшеницы в каждом из веков. Жених был уже так близко, как бы был присутствующий. По той причине, что Христос был личностью духовной, Он не был физически видим. Пришествие должно было быть личностным в том самом значении, что и у Миллера, однако незаметным, как и скрытое взятие членов Церкви. Первые издания Рассела, „The Object and Manner of Our Lord’s Return” (Цель и Способ Возвращения Нашего Господа), а также „The Herald of the Morning”, (Вестник Утра, 1877) показывали точки зрения согласующиеся с этой линией. Нужно также заметить на совместную публикацию „The Three Worlds” (Три Мира)”, также в 1877 году.
Возвращение Израиля
Открытие касающихся Израиля пророчеств наступило в 1878 году, вместе с Берлинским Конгрессом Народов. Широкомасштабные погромы в России в восьмидесятые годы восемнадцатого века привели к тому, что евреи начали возвращаться в Израиль. В мире объявились признаки имеющего вскоре наступить Царства. Оптимистическая миссионерская деятельность и постмиллениальные ожидания тускнели на фоне кровавых войн, революций, а также экономических и политических перетрубаций девятнадцатого века. Подошло время жатвы и призыв о выходе из Вавилона зазвучал вновь. Святые должны были быть собраны в 1878 году, потом в 1914, а еще позже в близкое неопределённое время. Рассел сохранял уверенность в том, что необходимо далее провозглашать о Царстве, вплоть до момента, когда Господь не сказал бы, что необходимо это провозглашение закончить.
Реституция для Всех
В раннем движении Рассвета Тысячелетия реалистические интерпретации, касающиеся состояния мертвых, а также призыв о справедливости, чтобы все могли достичь спасения, были ключевыми. Окончание веков сопровождало учение известное как допущение зла, которое было иллюстрировано на диаграммах. Реституция должна была коснуться всех, кто когда-либо жил. Христос вернулся не так, как ожидало ортодоксальное богословие. Необыкновенный вес набирало отличие дела века Евангелия от целей века Тысячелетия. Важное место в Божьем Плане уделялось Скинии, как месту символизирующему спасение.
Сотрудничество при исследованиях и исканиях между лидерами, издательствами, а также группами медленно гасло. Группы Адвентистов, Христадельфиан, Кондиционалистов и Универсалистов старательно строили стены друг от друга ради подавления дискуссий. К сожалению многие из таких фракций изолировали искренних Христиан в специализированных, а зачастую и предубежденных друг ко другу группах.
Преемники Уильяма Миллера
Следуя по следам движения Миллера после 1844 года можно прийти к выводу, что его истинными преемниками являются Исследователи Священного Писания – движение основанное Расселом и его сотрудниками. Одним из руководителей раннего движения, который сохранил и строил на основании веры в пришествие Иисуса Христа, был Джордж Сторс. Он предвидел (основал) очертания и сущность идейного течения Исследователей Священного Писания. Большинство остальных выше упомянутых лидеров Адвентистов не участвовали в нововведениях, представленных видениями Хирама Эдсона, которые были подхвачены Джеймсом и Еленой Уайт в сороковые годы восемнадцатого века, основателей движения Адвентистов Седьмого Дня.
Доктрины, связанные со вторым пришествием, были обогащены объяснением способа и цели возвращения Христа под новым углом. Это бросило новый свет на близкое, и вместе с тем отдаленное второе пришествие. Исследователи Священного Писания определили и назначили серию следующих друг за другом событий, которые являлись продолжением, невидимой пароусии, присутствия. Истинным нововведением, однако, было то, что преданные Христиане жили на пороге Тысячелетия. Надежда и чуткость проснулись в тех, кто услышал Духа говорящего к собраниям: «жена Его приготовила себя» (Откр. 19:7,8).
источник: Herald — ’04, 9-14
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: