История 3

РЕФОРМАЦИЯ КАК ЧАСТЬ ДОЛГОВРЕМЕННОГО ПРОЦЕССА

Периодом Реформации обычно называют часть истории, охватывающей года 1517–1559.

            Было бы интересно узнать, почему наступили такие неожиданные и быстрые изменения в большой части западной, центральной и северной Европы? Были то времена сильной религиозной веры. И мы не можем придавать произошедшим тогда изменениям оттенок того, что это были изменения только внутренние, не связанные с прошлым или какими-то другими культурными изменениями. Реформация была явлением, относящимся к области религии, и если мы хотим понять причины ее происхождения, то нам просто необходимо исследовать то, какими были тогда установленные религиозные нормы.

           

ФАКТОРЫ, КОТОРЫЕ СДЕЛАЛИ ВОЗМОЖНОЙ РЕФОРМАЦИЮ

            1. Изобретение печати: В середине 15 века Иоганн Гуттенберг из Могунции усовершенствовал свой печатный станок. Уже к концу первого десятилетия XVI века только в Венеции находилось около 150 типографий, благодаря чему она стала главным центром печати. Каждый большой европейский город имел свою типографию. Впервые в истории появилась возможность передавать известия и события в широком масштабе и подробно всем тем, кто умел читать.

            Большинство печатаемых книг были связаны с религией. Среди многочисленных публикаций наиважнейшую роль играла Библия.

            2. Гуманизм: Ренессанс охватывает все культурное движение, которое началось в XV веке, и имело свое начало во Флоренции в конце XIV, начале XV веков. Он был характерен, прежде всего, смелым и главным стремлением к пониманию человека. Занимался он всякими видами деятельности натуры человеческой от эстетики до биологии человека, от метафоричного языка в религии до политики.      

            Занимался он кроме этого исследованием древних сказаний Греции и Рима, а в определенном значении даже отождествлял себя с ними. Явился источником нового осмысления человека, стремился постичь натуру каждого человека как отдельной личности.

            Чувствовалось веяние новой свободы. Итальянский гуманист, а также христианский аскет Пико де ла Мирандола говорил: «Человек рождается властелином самого себя, наделенный полной свободой…Он может выродиться в зверя или возродиться вновь, чтобы стать чуть ли не Богом».

            Обращение к древним текстам привело к тому, что с энтузиазмом и решительностью стали исследоваться оригинальные тексты Библии, а особенно греческий язык Нового Завета. Это имело непосредственную связь с деятельностью Реформации. Простота получения правильных текстов помогла Реформации; но не это дало ей распространение.

            Искусство стало важным фактором Ренессанса. Впервые со времен древнего Рима художники стали изображать наделенного жизнью человека. Древние воспроизводили это в камне, итальянцы в красках. Зачатки такого индивидуализма находим еще в XIII веке, когда Чимабуэ,Джотто и др. порвали со стилизованными образцами. В следующем столетии Данте показал новую духовную жизнь – vita nuova. В том же столетии Марсилий из Падвы представил новую политическую структуру. Оба они с новой точки зрения показали человека – личность, какой она выглядит в глазах Бога и в глазах государства.

         3. Национализм и Антиклерикализм: Национализм можно считать одним из факторов, который поспособствовал  успеху реформации. То же самое можно сказать и об антиклерикализме. По мере того как росла грамотность  и улучшался общий уровень жизни, люди начали осознавать общность интересов, которая постепенно стала приобретать форму современных народных государств.

          Правящий класс начал усматривать в авторитете папской власти  конкурирующий фактор, угрожающий их собственной власти, которую во всё большей степени они считали автономной и абсолютной. В XVI веке это ограничилось  усугублением  национальных и антиклерикальных чувств, встречающихся уже с начала столетия равно как среди подданных, так и среди правящих.

         Но ни национализм, ни антиклерикализм не привели непосредственно к протестантизму. Антиклерикализм распространился уже по всей Европе благодаря реформаторам, действующим либо  внутри, либо  вне Церкви. Первые следы этого антиклерикализма мы находим уже в XIIвеке, когда по причине  злоупотреблений  в Церкви, против которых поднимали свой голос реформаторы, этот антиклерикализм стал признаком общества и причиной пересмотра жизни и быта человека; он сыграл важную роль в событиях, связанных с реформацией.

4. Экономические факторы: Трудно сказать что-то определенное об экономических явлениях в Европе начала XVI века. Разница в сословиях была очень велика. Падение плотности населения, вызванное „черной смертью», стало частично выравниваться. В общем можно сказать, что определенный процент крестьян все более и более высвобождался – хотя бы в некоторых областях – от постоянных сборов в пользу феодальных начальников, давая взамен дань натурой или денежную оплату. Города обогащались. Картина горсти праздных и излишне друг другу угождающих богачей вызывала  всеобщее недовольство среди масс.

В Германии религиозное оживление более производило общественные и политические бунты, нежели действовало успокаивающе. Как князья, так и крестьяне усмотрели в вызове, брошенном молодым монахом Лютером церковным авторитетам, возможность к выражению и ведению собственных интересов. Около 1524 года коренные изменения в литургии, св. мессе, а также роспуск некоторых монастырей и свержение епископской власти в некоторых частях страны поощрили крестьян к бунту. Крестьяне узрели в Лютере вождя.

Эти случаи охватывали экономические и религиозные вопросы. В Германии назревало недовольство, а проявилось оно посредством религии. Люди как будто предчувствовали, что их окружает какая-то плотина, построенная  господами и повелителями, являвшаяся результатом заговора власти, затеянного князьями (в том числе и императором) и епископами (в том числе и римским папой).

         Экономический фактор в определенной мере дал размах религиозной революции, но его нельзя слишком винить за ее причину. Во времена Уиклифа в Англии вскоре после 1380 года крестьянские волнения перемешивались с религиозными инициативами, подобно, как и в Германии в XVI веке. Но крестьянский бунт против бедности и несправедливости произошел уже в XIV веке, подобно как в XVI, он носил еще и характер политический или общественный, и мог носить по религиозной части консервативный характер.

         Там, где такое движение угрожало государственному или общественному строю, каждый человек вставал или по одну или по другую сторону. Экономические факторы связывались с другими факторами. Крестьяне иногда вставали на сторону существующего порядка, как сделали это в некоторых кантонах Швейцарии, в Корнуолл и в Йоркшире. А могли остаться равнодушными или встать на сторону перемен в религии, как это было в Германии. За короткое время реформация появилась в различных местах. Не было такого экономического фактора,который бы действовал одинаково на такой обширной территории.

5. Политические факторы: Политические факторы изменялись постоянно. Во Франции Церковь и государство были уже тесно связаны между собой. Потому по отдельности в них никаких изменений быть не могло. Осенью 1518 года римский папа и его легаты требовали немедленного ареста и суда над Лютером. Борьба за трон при склоне жизни императора Максимилиана вызвала распри между кандидатами на трон. К престолу не желали допускать внука Карла, владеющего уже Испанией и Нидерландами, и который стал бы хозяином Европы.

         Затяжной конфликт спас жизнь Лютера и, вероятно, позволил ему свободно мыслить и действовать. Можно сказать, что это было главным фактором, который привел к тому, что реформация появилась в последующие годы как лютеранская реформация.

Определение Реформации        

Считается, – и по праву, – что начало реформации датируется 1517 годом, когда Лютер провозгласил свои тезисы об индульгенциях. Как окончательную дату, после которой уже было невозможно возвращение, а только различные формы дальнейшего развития, мы можем принять год 1559, т.е. дату провозглашения Акта о супремации и повторного введения протестантского молитвенника.

         Развитие реформации знаменует появление новых или реформированных христианских сообществ, а также факт, что они признавали Библию без посредников, как образецкоторый дал нам Христос, и отвергали союз с традиционной западной Церковью, распространенной по всей Европе как единый орган, признающий своей главой римского папу. Новые или реформированные Церкви верили, что старая Церковь изменила христианскую веру, потому что отступила от истин, содержащихся в Библии, а авторитет своих епископов ставит выше авторитета Библии.

         Тот всеобщий отклик в третьем, четвертом и пятом десятилетии XVI века окончательно закрепил успех реформации. Несмотря на различные лозунги реформ и смену всяческих отличающихся друг от друга учений, было одно общее свойство: все полагались на Библию как единственный авторитет.

          Никто из реформаторов вначале не намеревался учреждать новые, независимые религиозные организации. Они вначале стремились только улучшить уже существующие общества и организации. Не думали об основании новых построений. Лютер до конца жизниотказывался от подобного рода намерений. Он никогда не любил выражения „лютеранский»; интересовался только христианами и христианской Церковью. В Англии всегда делался акцент на историческую непрерывность.

Но причиной, по которой реформация приняла форму революции, а не мирной эволюции, был факт, что в большинстве стран церковная верхушка ответила отрицательно или вовсе не ответила на призывы к реформе.

         Но главное заключается в том, что общей чертой всех этих реформ было то, что все они указывали на главную причину их происхождения;контраст между законом и Евангелием, церковной властью и Св. Писанием.

Значение Библии   

        

Христианство имеет только один документ, основанный на источниках. Это Библия. Вся деятельность христиан меряется мерой Библии.Значение, какое Библия имела для реформации, видно из сравнения двух фактов: 1. ограничение распространения и контроль текста церковной властью до реформации и 2. большая популярность Библии после реформации.

         Когда события реформации привели во всей Европе к основательному ослаблению надзора, как в отношении отступников от римской Церкви, так и – хотя в меньшей степени – католиков, Библия вдруг обрела очень большую популярность. С тех пор в течение четырех с половиной веков она остается бестселлером среди книг на всех европейских  и на многих других языках.

         Какова была ситуация с Библией до 1516 года? Кто ее читал или слушал ее чтение? На каком языке? Когда? Рукописи всей Библии были доступны только высшему духовенству и серьёзным исследователям, и то в латинском переводе, известном как Вульгата, сделанном Иеронимом. Имели ее университеты, большие монастыри, кафедральные библиотеки, а также некоторые европейские дворы. Но вплоть до 1516 года исследователи были вынуждены прилагать большие усилия, прежде чем их признали способными исследовать оригинальные греческие тексты.

         Синод в Тулузе в 1229 году издал следующее постановление: „Миряне не имеют права владеть книгами Св. Писания, кроме псалтыря и литургического молитвенника. И даже этих книг им нельзя иметь в разговорном языке». В 1231 году состоялся синод в Тревире, который был созван для уничтожения ереси и переводов Библии на народные языки.

         Необходимо помнить, что в некоторых странах евреи поспособствовали переводу Священного Писания на национальные языки. Самую оживленную деятельность они развили в Испании, где очень сильно насолили инквизиторам».

источник: Джон М. Тодд «Реформация»

Если вы обнаружили ошибку на странице, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: