ХРИСТИАНЕ ДО РЕФОРМАЦИИ
Уже во время тьмы средневековья, начиная с дней ранней церкви, существовали проблески протестантских учений. Послание Варнавы объясняет, например, прообразное значение субботы: «Значение ее следующее: на протяжении шести тысяч лет Бог доведет до конца все Свои дела, ибо для Него один день как тысяча лет. А то, что Бог почил в седьмой день, означает, что, когда придет Его Сын и уничтожит существующее зло, укротит безбожных, изменит луну, солнце и звезды, Бог тогда почиет в Своей славе. Субботы, которые сегодня чтятся, для меня не имеют никакого значения, кроме тех, которые Бог сам установил; когда Бог отдохнет от всех дел, наступит день восьмой, который ознаменует новый мир», (Послание Варнавы 13:1-10, весьма вероятно, что это тот Варнава, который сопровождал ап. Павла).
Желание участвовать в страданиях Христа показано в послании Игнатия к Римлянам (около 110г.) 2:2: «Я хотел бы пострадать от зубов диких зверей, благодаря которым стану приятен Богу. Я- Божье зерно, которое будет перемолото зубами зверей, чтобы таким образом я мог стать чистым хлебом Христа. Более того, желаю, чтобы дикие звери стали моей могилой, чтобы ничего не осталось от моего тела, чтобы таким образом я никому не был в тягость».
В подобном духе пишет и Поликарп: (Послание Поликарпа, епископа Смирны к Филлипийцам 3:5-9): «Напоминаю вам, чтобы вы слушали слова справедливости и переносили страдания, которые видим перед собой, не только в примере благословенного Игнатия, Сосимуса и Руфуса, а также в примерах среди вас самих, и в примере Павла и остальных апостолов».
Год 313 был годом, когда Арий начал предпринимать усилия для возвращения к изначальной чистоте Александрийской церкви, которая стала светской церковью. Сторонниками светских взглядов руководил Афанасий. Когда он не смог найти аргументов в противовес Арию, после пяти лет споров оклеветал его, что он еретично называет Бога Троицей (выражение тринитатис было впервые употреблено Тертуллианом около 200 года, но он не применял его в таком значении, как сегодняшние христиане. Ириней не разделял его взглядов, но, несмотря на это, именно он был канонизирован католиками в святые, а не Тертуллиан). В конце концов, сторонники Афанасия отравили Ария и назвали это справедливым наказанием Божьим.
Около 538 года, Иаков Барадей ( что в переводе означает Иаков в лохмотьях, ибо он отказывался тратить деньги на одежду) из Сирии проповедовал учение, что при Своем первом пришествии Иисус имел только одну натуру – человеческую. Проповедовал он между Египтом и Вавилоном и обратил около 80000 епископов. От него основалась ортодоксальная Сирийская церковь, которая до сего дня исповедует концепцию одной натуры Иисуса.
Павликиане в Азии оставили католическую церковь, когда началась евангелизация Европы. Вполне вероятно, что из этого движения происходят так называемые Катары (Cathar, или Пуритане, получили такое названия по причине того, что католическая церковь называла их «Ketzer», еретик). Уже в 1140 году в Монтефорте они огласили, что Иисус не имел души, ибо Сам являлся душой. Ожидали также «Дня Восстановления».
Другими известными христианами, которые жили до Реформации, были: Пьер Вальдо и Вальденсы в Альпах; Джон Уиклиф, который еще до Уильяма Тиндаля перевел Библию на английский язык (хотя спустя 100 лет она была уже полностью непонятна), его последователи назывались Лоллардами; Ян Гус проповедовал в Польше и Чехии; Джон Вессель – Гансфорт в Голландии, который учил; «что вера живет не через дела, а в делах». Все они поднимали глас против неправды, большинство из них были преследуемы, некоторых сожгли на кострах.
Источник: Herald – 04, 8
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: