История 13

Насколько важна демократия в локальной общине (собрании)?

 

·      Могла ли свобода личности и соблюдение принципов демократии в локальной общие послужить причиной разделений?

·      Насколько важна демократия в локальной общине (собрании), с точки зрения высказываний, задавания вопросов, избрания служителей собрания, способа организации общих собраний (богослужений) и т.п.?

Через много лет после тех событий можно посмотреть с определенной дистанции на ту ситуацию и сделать выводы.

Зададим себе такой вопрос:

·   Какова ситуация в локальных общинах Исследователей Св. Писания и Свидетелей Иеговы?

·     Уже много лет ведутся дебаты по вопросу, кто отошел от главного направления Пастора Рассела?

Некоторые говорят, что именно Исследователи Св. Писания отошли от Свидетелей Иеговы, а другие наоборот, что Свидетели Иеговы отошли от Исследователей Св. Писания.

·      А не лучше ли задуматься над тем, кто продолжает держаться главных учений, представленных Пастором Расселом?

·      Остаются ли 6 томов, написанных Пастором Расселом, фундаментом дальнейших учений?

Одним из важнейших моментов, касающихся организации Церкви, на которых акцентировал внимание в своих трудах и проповедях Пастор Рассел, был метод назначения служителей собрания – старших и диаконов. Вопреки всеобщему в христианстве обычаю назначения пастырей их руководителями, он подчеркивал, что в ранней Церкви царили истинные демократические отношения, о чем можно убедиться, исследуя внимательно Св. Писание. Выражением этой демократии было не только отсутствие церковной иерархии, привилегированной по сравнению с «обычными» членами религиозной общины, но также назначение служителей путем демократического голосования. Избранные таким образом старшие и диаконы не занимали в собрании какого-то особого положения – они оставались «братьями в вере», равными себе единоверцам, отличаясь только возложенной на них ответственностью по причине доверенной им функции.

Распространяя эти взгляды, пастор Рассел связывал их с конгрегационным движением, инициированным в XVI веке Робертом Брауном; это, собственно, конгрегационисты «открыли» после многих веков забвения библейское учение об организации Церкви.

Итак – где в Божьем Слове можно найти указания относительно способа назначения служителей собрания?

Чарльз Тейз Рассел в VI томе Исследований Священного Писания подробно анализирует в этом контексте особенно текст из Деяний 14:23 – «Избрав в каждой церкви старейшин, Павел и Варнава после молитвы и поста передали их на милость Господа, в Которого те уверовали» (Совр. Перевод). Выражение «поставили» – как доказывает пастор Рассел – было использовано здесь не в смысле «именования» или «назначения», а, собственно, демократического избрания, потому что греческое слово хиротонео, обозначающее «избрать путем поднятия руки», было известно уже в древние времена, а сегодня это весьма распространенный метод голосования.

Автор Исследований Священного Писания обращает внимание на то, что собственно так объясняет это слово проф. Янг в своем Указателе выражений, использованных в Библии. Такое же значение дает этому определению проф. Стронг в Лексиконе греческих выражений Нового Завета.

Аналогичное слово использует Апостол Павел во 2 Кор. 8:19, описывая о том, что Тит избран от церквей сопутствовать нам (избран голосованием – Гданская Библия на польском).

Совсем другое греческое выражение – как пишет пастор Рассел – использовал наш Господь, когда заявил Апостолам: Я вас избрал и поставил вас (Ин. 15:16); это то же самое слово титхеми, которое использовал Апостол, говоря: для которого я поставлен проповедником и Апостолом (1Тим. 2:7). Это «постановление», как ясно определяет св. Павел, не исходило от людей, но было делом Иисуса Христа и Бога-Отца (Гал. 1:1).

·      Если свидетельство Священного Писания относительно избрания служителей путем поднятия рук настолько очевидно, то почему большинство христианских вероисповеданий отошли от библейского учения об этом?

·      Почему вместо демократии внедрено централизованную систему, а вместо всеобщего равенства братьев во Христе – разделение на клер и мирян?

Ч.Т. Рассел дает на этот вопрос в упомянутом VI Томе следующий ответ:

Это происходит потому, что человеческая натура очень любит отличие и почет, поддается искушениям, потому что так поступали семнадцать веков и человечество дает преимущество такому состоянию над свободой, посредством которой Христос делает людей поистине свободными. Нечего добавить, ничего отнять.

Конечно, эти слабости человеческой натуры привели к тому, что также многие из тех, кто признает себя идейным наследником инициированного пастором Расселом движения Исследователей Священного Писания, согласились на искажение библейских принципов организации Церкви. Это касается особенно Свидетелей Иеговы, которые на протяжении нескольких десятилетий с момента смерти Пастора (которая наступила в 1916 годуцеликом заменили его учения об автономии собраний и о демократическом методе избрания служителей – централизованной теократической системойПо иронии, в «Сторожевой Башне» за 15 февраля 2006 г. представлено это оставление библейской доктрины как следование по более ясному пути!

Отклонение от демократических принципов не произошло моментально, наоборот, оно проходило постепенно. Этот путь иллюстрирует подробно статься в уже упомянутом номере «Сторожевой Башни». На заре последних дней – читаем там – собрания исследователей Священного Писания (…) избирали старейшин и диаконов демократическим методом. Но некоторые старейшины не проявляли особого желания возвещать благую весть.. Некоторые не только избегали этой деятельности, но также отбивала охоту к этому у других. Поэтому в 1919 году в каждом собрании начали вводить нововведения – в каждом собрании должен был быть руководитель служения. Они не избирались собранием, а были назначены филиалом, который координировал деятельность собранийПоэтому не собрание, а бюро отделов знало лучше, кто из членов собрания пригоден к выполнению функции старшего. Было отдано предпочтение – как доказывает выше приведенная цитата – не пастырским способностям кандидатов на старших, а их воодушевлению в ведении евангелической деятельности. Ничего удивительного в том, что приоритетным стало количество новообращенных членов организации.

Но независимо от призвания руководителей служения с пренебрежением собрания, в первые годы после смерти пастора Рассела локальное собрание продолжало избирать старших в собрании путем демократического голосования, а функция руководителя вовсе не расценивалась как равнозначная функции «надзирателя» собрания. Такой вывод можно сделать хотя бы из ответа на вопрос, опубликованный в «Сторожевой Башне» за 2 сентября 1922 г. Там сказано: «Человек, который занимает место руководящего должен соблюдать порядок, руководить в собраниях во время дискуссий в собрании итд., но не было бы правильным, чтобы руководящий, проводя дискуссии, делал выводы. Если он хочет сделать вывод или голосовать за какой-то вывод, то должен дать место руководящему и попросить кого-то, чтобы временно его занял. Руководящий не должен брать слово, чтобы влиять на класс с точки зрения своего положения руководящего».

А в 1932 году (а это уже после принятия организацией названия «Свидетели Иеговы» (что произошло 26 июля 1931 г.)) собрания получили указание посредством «Сторожевой Башни», что нужно прекратить избирать старейшин и диаконов, а вместо них созвать служебный комитет, состоящий из духовно развитых мужчин, участвующих в проповеднической деятельности – пишут авторы цитированной статьи в «Сторожевой Башне» за 15 февраля 2006 г. И далее: «В 1938 году было полностью прекращено избирание старейшин и диаконов в собрании – каждый служитель должен был быть назначен теократически, то есть под присмотром «верного и благоразумного раба» … Это изменение с радостью приняли практически все собрания Свидетелей Иеговы, а дело проповеди евангелия продолжало приносить хорошие плоды».

На самом ли деле, реальные изменения, обозначающие ликвидацию автономии собраний и внедрение централизованной системы назначения старейшин были одобрены собраниями «Свидетелей Иеговы» без промедления? Конечно же нет, если в той же статье мы можем читать: «Принятие той или иной перемены и подчинение ей может быть трудным» – признался один старейшина. Что помогло ему принять множество перемен, которые он наблюдал на протяжении 48 лет с того момента, как стал проповедником Царства? Он сам так это пояснил: «Самое важное это правильный взгляд. Организация едет вперед, поэтому, если не соглашаться с изменениями, то со временем можно остается далеко».

Именно так сегодня обосновывается в организации Свидетелей Иеговы замена истинной свободы, свободы во Христе – бременем «верного раба». Если ты не обладаешь «правильным убеждением», то это значит, что ты отстаешь от организации, не успеваешь, отставляя сам себя в сторону.

Но стоит напомнить, что не только организация Свидетелей Иеговы вышла из движения Исследователей Священного Писания и что в других религиозных движениях (которые берут свое начало от Пастора Рассела) хватает духовных наследников пастора Рассела, которые – как он – верность служению Евангелии ценят намного выше, чем лояльность каким-либо организациям, созданным людьми. А это евангельское послание – это также ясно определенные библейские принципы, касающиеся функционирования Церкви. 

Если вы обнаружили ошибку на странице, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: