Пастор Чарльз Тейз Рассел

Пастор Чарльз Тейз Рассел

Сайт посвящен основателю движения Исследователей Библии в конце 19 века

История 1

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ХРИСТИАНСТВА ОТ АПОСТОЛЬСКИХ ДНЕЙ

ДО Х ВЕКА

Наше описание касается только изменений в церковной структуре и организации, которые происходили на протяжении этих веков. Что касается догматических учений, то их будем касаться только тогда, когда споры вокруг них приводили к изменениям в церков­ной организации – исключение составляет только арианская дискуссия, которая так и не при­вела к тому, чтобы образовалась арианская церковь.

Даже поверхностное изучение церковной истории тех времен доказывает правдо­подобность слов ап. Павла: «Ибо я знаю, что, по отшествии моем войдут к вам лютые волки, не щадящие стада; и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою» (Деяния 20:29-30). Послания Нового Завета, а особенно послания Павла к Тимофею и Титу, свидетельствуют о том, что в то время во главе христианских собраний стояли старшие, называемые также епископами, и дьяконы, которые избирались членами собраний под надзором Апостолов или их уполномоченных помощников. Подтверждает это и «Учение двенадцати Апостолов» (по-гречески –Didache) – неканоническое послание, написанное в 1 столетии в Сирии. Это послание является ценным источником, свидетельствующим о существовавшей системе в христианских собраниях во времена Апостолов.

Конец 1 столетия – послание Климента, римского епископа, к собранию в Коринфе, является первым описанием разделения христиан на исполняющих духовные функции —  клер, и остальных верующих – мирян, что находится в некотором контрасте с апостольским напоминанием:«не господствуя над наследием [Божьим], но подавая пример стаду» (1Пет 5:1-3). Это разделение христиан оказалось очень продолжительным – даже Лютер и другие реформаторы, вплоть до IX в., не видели в нем ничего плохого. Разделение полномочий епископа и старшего, признание епископа главным управляющим, а также переквалификация дьяконов в личных помощников епископа, произошло во IIвеке (первое упоминание о таких изменениях находится в письмах Игнатия из Антиохии – начало II века).

* С того времени в каждом собрании существует группа старших и дьяконов, а во главе их стоит один епископ. В конце этой эволюции мы находим епископов, уже стоящих во главе только больших центров, а не во главе каждого собрания. Епископ избирался уже не через все собрание – а как в Египте – через коллегию старших (цитата Игнатия 2 век).

На рубеже II и III столетий было принято (пишет об этом Иреней, епископ Лугдунума, сегодня Лион во Франции) так , что каждый, легально избранный и получивший рекомендации по крайне мере еще трех других епископов, епископ является преемником апостолов, а весь епископат – наследником двенадцати апостолов Христа. Тот же Иреней говорит, что доктринальное единство с епископом Рима гарантирует гармонию с традициями апостолов. Греческое слово «hiereos» (священник – отсюда и слово иерархия) вошло в церковный язык в начале IIIвека. Относилось оно, во-первых, к епископу, потом к старшему – пресвитеру. Постепенно это слово стало носить административный характер, определяя различные организационные формы правления: несколько собраний – parochie (отсюда parafie) с одной государственной провинции составляли церковную провинцию – епархию. В такой епархии наибольшей властью обладал епископ, живший в столице провинции – он назывался митрополитом. С IV века епископ митрополит стал называться архиепископом.

Описанная выше организационная структура выкристаллизовывалась в течение II и III столетий. Постепенно также выделились авторитетные центры христианства – новые и основанные еще апостолами – как религиозные, политические и культурные центры. В 325 году на Никейском соборе эти изменения будут признаны и станут традиционными. Нет необходимости напоминать, что христианство вплоть до IVстолетия было преследовано (последнее, наиболее кровавое и распространенное преследование произошло при Диоклетиане в 303-313 гг.) и прославило себя многими мучениками. Перелом в истории Церкви принес эдикт императора Константина Великого (т.н. Медиоланский Эдикт, ибо первый раз он был оглашен Константином и его соцарственником Лицинием 13 Июня 313 года в Никомедии, тогдашней столице восточной империи). Этим эдиктом прекращались все преследования, и христианство признавалось наравне с другими религиями.

Вот текст этого эдикта (по Марсилию Симону «ЦИВИЛИЗАЦИЯ СЕГОДНЯШНЕГО ХРИСТИАНСТВА»): «Постановляем (…)признать за христианами, а также за любыми другими, свободу вероисповедания, какое бы кто не избрал, чтобы все существующие Божественные и небесные личности были благосклонны к нам и нашим подданным. Таким образом, мы выражаем нашу волю, чтобы никому не возбранялось избирать себе любую религию, в том числе и христианскую, чтобы за каждым признавалось право обращать свое сердце к той религии, какую кто сам себе выберет и посчитает ее наиболее соответствующей, а Божество пусть уделит нам своей опеки и благословений (…). Ради сохранения мира и спокойствия необходимо, чтобы каждый имел право избирать себе веру согласно своей воле».

3 ВЕК – СПОР О ТРОИЦЕ

Никея, 325 год – собор епископов со всей империи, названный позднее первым вселенским собором – узаконил епископальную иерархию (за митрополитами признана верховная власть над епископами остальных церквей в провинции), епископы Рима, Антиохии, Александрии и Иерусалима были наделены многими привилегиями и титулами патриархов. С 330 года император Константин переносит свою столицу в Константинополь – епископ которой сразу начинает играть более важную роль в Церкви (до того времени епископ Византии подчинялся Александрийской митрополии). Истинным, хотя и тщательно скрываемым мотивом всех выше описанных изменений в христианстве, было то, что было известно еще Апостолам – «кто бы из них был больше» (Мат 9:34; Луки 9:46, ср. 22:24). 378 – 395 годы, правление Феодосия I, который отступил от христианских свобод, дарованных Константином Великим.

* 10 января 381 года – эдиктом Феодосия все церкви передавались в руки тринитариям, а ариянам запрещалось называться христианами. Древние языческие религии искореняются силой. Созванный по воле Феодосия собор в Константинополе признает епископа этого города вторым после епископа Рима и окончательно запрещает антитринитарные учения Ария и Македония.

451 год – собор в Халкедоне – называет епископа Константинопольского патриархом. Епископ Константинополя Акакий (472-488) первым титулуется как экуменический патриарх (по-гречески это означает – патриарх всего мира). Но этот титул не признают епископы Рима. В том же 5 веке титул «папа» (произошло от слова отец), применяемый еще с IIIIVвеков, стал относиться исключительно к епископу Рима. На том же соборе была подтверждена верховная власть пяти патриархов: Рима, Антиохии, Александрии, Константинополя и Иерусалима над остальными епископами, и были установлены границы патриархатов.

Император Юстиниан (527-565), кодифицируя римское право, признает существование 5 патриархов в следующем порядке: Рим, Константинополь, Александрия, Антиохия и Иерусалим. Рим и Константинополь признаются им как «главы всех Церквей». Император признает решения соборов на уровне Священного Писания и наделяет их силой и влиянием на уровне государственных законов.

РАЗНОГЛАСИЯ VVIIВЕКОВ

Эти разногласия являлись отголосками доктринальных расхождений предыдущего столетия, когда был осужден антитринитаризм, был окончательно принят догмат, что Бог один, но объявляет Себя в трех разных личностях, называемых по-гречески ипостасями. Подобно как сегодня, так и тогда все эти доктринальные споры выявляли чрезмерные амбиции епископов. Все эти споры являются иллюстрацией того, как далеко отошло христианство от своей первоначальной простоты.

* Нестор, патриарх Константинопольский (428-431), выдвигает теорию, что в Христе существовали две отличительные друг от друга природы: божественная и человеческая. Его учение было осуждено, а он сам был лишен чина и изгнан. Его последователи основали Халдейскую церковь, которая просуществовала до сего дня.

* Главный противник Нестора, Кирилл, епископ Александрии, стал со временем учить, что в Христе была только одна природа – божественная, и стал таким образом основоположником монофизитизма (от греч. «Monaphisis» — «одна природа»). Это учение, вкупе с несторианским, было осуждено на Халкедонском соборе в 451 году, на котором было принято учение, что в Христе обе природы – божественная и человеческая – без изменений и смешивания, и составляют одно целое. Монофизиты основали независимую, существующую до сего дня церковь: Армянскую, Сирийскую, Коптскую и Абиссинскую церковь.

* Монотелетизм – учение о том, что Христос имел две природы, но одну волю, с помощью которой управлял двумя природами, было исповедуемо патриархом Константинополя Сергием 1 (610-638), это же учение практиковал и Римский папа Гонорий I (625-639), но, в конце концов, и этот взгляд был осужден. На соборе в Константинополе в 680 году было постановлено, что в Христе существовали две воли.

VII век – принявшие ислам Арабы захватывают Палестину, Сирию, Малую Азию и северную Африку. Они предпринимали попытки захватить Европу и побережье Испании. Вождь франков Карл побеждает Арабов под Пети во Франции, останавливая, таким образом, их победный поход (732г.). Под властью Арабов теряют свое влияние и значение покоренные патриархи: Антиохии, Александрии и Иерусалима. Две оставшиеся патриаршие столицы ведут ожесточенную борьбу за контроль над освободившимися душами. В спорах о власти накладывают свой отпечаток языковые, этнические и культурные различия, существовавшие между греческим Востоком и латинским Западом. В IX веке доходит до формальной войны между Римским папой Николаем I и патриархом Константинополя Фокием. Оба епископа выразили взаимные анафемы и отлучили друг друга от церкви. Временно произошел раскол между церквями Константинополя и Рима. Каждая из сторон стремилась опередить другую в христианизации славянских земель, Венгрии и Болгарии.

Окончательный раскол произошел в 1054 году. В ответ на закрытие греческих церквей в Риме патриарх Константинополя Михаил приказал закрыть все латинские церкви в Константинополе. Легаты папы Леона IX, присланные для переговоров, впечатленные позицией Михаила, прокляли его. В ответ Михаил проклял римского епископа. С этого времени христианство разделилось на римское католичество и православие.

Источник: NaStrazy, №5 — 2001

Если вы обнаружили ошибку на странице, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: