Перелом в поисках (1869-1875)

  • Главная
  • <li><a href="http://pastor-russel.ru/biografia/">Биография</a></li>
  • Перелом в поисках (1869-1875)

читать предыдущую статью: Поиски и сомнения


ПЕРЕЛОМ В ПОИСКАХ

(1869-1875)


1869 год


(Расселу 17 лет)

  В 1869 году, в возрасте 17 лет, молодой Чарльз Рассел убедил своего отца закупить больше товаров по оптовым ценам, а затем открыть несколько новых магазинов, чтобы продавать товары с прибылью. Правдоподобно, таким образом было открыто 3 магазина, формируя одну из первых сетей магазинов. Этот метод вскоре стал образцом для ведения розничной торговли. Такие действия Чарльза стали переломным моментом в развитии семейного бизнеса. Продолжая деловую деятельность, он мог успешно стремиться к монополизации рынка галантерейных товаров, формируя все большую сеть магазинов. Но он искал чего-то другого – он стремился найти духовный покой и искал Истины Божьего Слова.

Джонас Уэнделл (1815-1873)

В этот момент его жизни наступил неожиданный перелом. На первый взгляд чисто случайно он познакомился с церковью Адвентистов. В один день, возвращаясь с работы домой в Аллегейни, он услышал религиозную песню, доносившуюся из заброшенной комнаты в подвале. Заинтересовавшись, он спустился вниз и увидел маленькую группу Христиан. Он решил проверить, могут ли они предложить ему что-то большее, чем большие церкви, собиравшиеся в огромных зданиях. Таким образом он познакомился с ревностным проповедником адвентистов, Джонасом Уэнделлом (1815-1873), который после разочарования 1844 года пришел к выводу, что второе пришествие Христа наступит в 1868 году, а затем изменил взгляд, указывая на перелом 1873 и 1874 года.

Рассел спонтанно принял решение остаться и участвовать в этой встрече, слушая проповедь. Уэнделл сосредоточился на изложении истинности пророчеств Ветхого Завета, многие из которых исполнились в исторические еврейские и христианские времена. После изложения этих обоснований, Уэнделл показал, что Св. Писание ясно учит о возвращении Иисуса Христа на землю. Продолжая ход своих мыслей, он указал на даты 1873/1874 года как предположительный момент второго пришествия.

Рассел был под впечатлением услышанного. Уэнделл изложил все факты очень рационально, логично и старался все их доказать. И хотя проповедь не была до конца понятной, и Чарльз не соглашался с идеей уничтожения мира, представленной Уэнделлом, его аргументация, все же, оказалась достаточной, чтобы вновь воодушевить его и вернуть веру в то, что Библия является Божьим Словом. Впервые в жизни он встретился с настолько логичным объяснением некоторых библейских стихов. Он тогда понял, что интеллектуальное исследование учений Божьего Слова позволит Ему найти ответы на вопросы, терзавшие его многие годы, и то без необходимости принимать утверждение, что Бог любви является автором учения о вечных мучениях в аду. Этот опыт побудил его начать исследование Библии, различая при том библейские учения и взгляды и философии людей. Новые взгляды были для Рассела революционными. Они дали ему совсем другой подход к библейским исследованиям, открывая новый взгляд на историю человечества, записанную в Св. Писании. Таким образом он оставил этот зал с новый энтузиазмом. Позже он написал:

«[…] Хотя его изложение Св. Писания не было вполне понятным […], все же, этого было достаточно, чтобы с Божьей помощью утвердить во мне зашатавшуюся веру в Божественное вдохновение Библии и показать, что писания апостолов и пророков неразрывно связаны друг с другом. То, что я услышал, склонило меня к ревностному и более внимательному исследованию Библии, по сравнению с тем, как это было раньше, и я всегда буду благодарен Господу на это Его руководство […]».

В другом месте он пишет:

«[…] То, что я услышал, направило меня к моей Библии, чтобы исследовать ее с еще большей ревностью и осторожностью, нежели прежде. Я всегда буду благодарить Господа за Его руководство, потому что, хотя адвентизм не помог мне понять ни одной истины, однако он очень помог мне избавиться от заблуждений и приготовил меня к познанию Истины […]».

Уэнделл, используя хронологические пророчества, цыфрологию, математику и историю мира, указал на осень 1874 года как наиболее вероятную дату возвращения Иисуса Христа. Изложенная им аргументация казалась необыкновенно логичной и рациональной. Чарльз Рассел пришел к убеждению, что осталось уже недолго – почти четыре года отделали его от 1874 года. Под влиянием этих учений он решил приложить еще больше энергии для исследования библейских вопросов. В процесс этих исследований он снова присмотрелся к церковным догматам, доктринам и вероучениям. Таким образом он постепенно освобождался от ортодоксальной церковной теологии и рабства христианской традиции.

Собственно в это время он становится совершеннолетним и начинает взрослую жизнь. В возрасте восемнадцати лет он был 180 см ростом и 75 кг весом (перед смертью он весил всего 84 кг).

 * * *


1870 год


(Расселу 18 лет)

  Исполненный новым энтузиазмом, 18-летний Чарльз Рассел вместе с группой из шести своих друзей и членов семьи начал в 1870 году в Питтсбурге систематическое библейское изучение. Участниками этих встреч были: Чарльз Рассел, его отец Джозеф Рассел, сестра Маргарет Рассел, Уильям И. Манн, А.Д. Джонс (деловод семейного бизнеса торговли одеждой) и У.Г. Конли (местный банкир). Эта группа называлась «классом», и в каждое воскресенье она встречалась для исследования Библии. Со временем к ним присоединились еще несколько человек. Они создали первую группу – Класс Исследователей Библии – зарождая таким образом движение библейских исследователей (исследователей Св. Писания).

Они понимали, что живут «где-то близко конца Евангельского Века», вблизи второго пришествия Иисуса Христа. Это побуждало их к еще большим усилиям, чтобы стараться понимать Библию, которую они признали Божьим Словом. Они стремились узнать, что говорит Библия о Боге, о Его характере, о намерениях в отношении человечества. При том, они приняли принцип, что будут различать библейские учения и утверждения и философии людей. Они применяли следующий метод: перед собранием они молились к Богу с просьбой о понимании, а затем искали все стихи, касающиеся какой-то темы, выписывали их, анализировали, сравнивали и, наконец, делали выводы. Методом постановки вопросов они старались найти на них ответы в Св. Писании независимо от догматов и вероучений номинальных ортодоксальных церквей. Когда после анализа и сравнения всех библейских стихов по данному вопросу в дискуссии все участники такой встречи смогли гармонизировать их между собой, формировались окончательные выводы и записывались. Чарльз Рассел был убежден, что Библия содержит в себе один гармоничный и компактный Божий План, являющийся четким откровением воли Бога в отношении человечества. Поэтому он старался объяснять Библию как одно целое, тематически исследуя при том ее содержимое – находя стихи, говорящие что-то по данному вопросу. Он считал, что если какой-то фрагмент труден для понимания, то нужно поискать ключ для его понимания в других библейских отрывках. Таким образом Библию должна была объяснять сама Библия.

«[…] С 1870 до 1875 года мы возрастали в благодати, познании и любви к Богу и Его Слову. Мы начали замечать любовь Божью и то, что она сделала для всего человеческого рода, поскольку все будут пробуждены из могил, чтобы полный любви Божественный План мог быть познан ими, и когда все, которые окажут веру в совершенное Христом Дело Искупления, окажут послушание Божьей воле, смогут, благодаря заслуге Христа, быть препровождены к полной гармонии с Богом и получат вечную жизнь. Мы пришли к выводу, что это дело Реституции (Восстановления), предсказанное в Деяниях 3:21.

И хотя мы видели, что Церковь была призвана к сонаследию с Господом в Тысячелетнем Царстве, мы, все же, еще ясно не понимали разницы между наградой Церкви, которая теперь стоит на испытании, и наградой верных из мира в конце Тысячелетнего Века. Мы не знали, что Церковь получит в награду духовную славу, божественную природу, тогда как все остальные люди получат славу Реституции – возвращение к совершенству человеческой природы, которое имел их праотец Адам, когда был в эдемском саду.

На то время мы поняли только общее начертание Божественного Плана и избавлялись от многих заблуждений, которые мы долго поддерживали. Время полного понимания более мелких деталей еще тогда не наступило […]».

Такие подробные исследования Божьего Слова были характерны для многих протестантских групп в Соединенных Штатах в то время. Как внимательные Божьи дети, они старались лучше понять Его Слово.

 * * *


1871 год


(Расселу 19 лет)

    Примерно в 1871 году впервые появляется название семейной фирмы: J.L. Russell & Son.

Джордж Сторс (1796-1879)

  В то же время известный адвентистский проповедник Джордж Сторс (1796-1879) опубликовал брошюру под названием «A Vindication of the Government of God Over the Children of Men» (Оправдание правительства Бога над сынами человеческими). Мы не знаем, как эта брошюра попала к Чарльзу Расселу, но она оказала на него большое влияние. Джордж Сторс воспитывался в строгой кальвинистской традиции (подобно, как и Чарльз). В 1825 году он присоединился к Методистско-епископальной церкви, где был рукоположен на священника и проповедника. Однако в первой половине девятнадцатого века он твердо восстал против работорговли, что противоречило политике правительства США в то время. В результате, в 1840 году он потерял свой сан священнослужителя. Затем он присоединился к движению Уильяма Миллера (1782-1849), который указывал на 1843 или 1844 год как дату второго пришествия Христа на землю. После большого разочарования в связи с провалом этих пророческих заявлений Сторс покинул адвентистское движение, признав, что нет библейской основы для установления точных дат возвращения Иисуса Христа. Однако он не прекратил свою религиозную деятельность. Он основал Союз Жизни и Пришествия и начал издавать журнал под названием «The Bible Examiner» (Исследователь Библии). Время-от-времени он также публиковал брошюры, в которых излагал свои богословские мысли. Сторс учил о смертности души, тем самым отрицая ад. Он также указал, что верные победители получат бессмертие в качестве награды.

В брошюре под названием «Оправдание правительства Бога над сынами человеческими» Джордж Сторс обратил внимание на слова молитвы Господа: «Да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе» (Мат. 6:10). Он указал, что слова молитвы следует понимать буквально. Таким образом он представил читателю мнение, что не каждый человек, который будет воскрешен, будет жить на небесах – что также будут люди, которые воскреснут для жизни на земле. Сторс отметил, что земля будет обновлена, восстановлена до состояния совершенства, которое первоначально было в Эдеме. Тогда люди смогут жить в раю на земле. Он утверждал, что это был изначальный план Бога. Это мнение очень заинтересовало Чарльза.

 * * *


  Класс исследователей Библии, членом которого был молодой Рассел, утверждал, что он не зависит от всех церковных догм, но на самом деле группа была в то же время сильно подвержена влиянию адвентистов. Сам Рассел признал, что в то время они получали большую помощь от Джорджа Сторса. В этом же году Чарльз принял взгляд Сторса на библейский ад, который является только могилой, а не местом вечных мучений. Это означало, что человек не имеет бессмертной души, но сам является смертной душой. Согласно этому пониманию душа состоит из тела (элементов земли) и дыхания жизни (полученного от Бога). В момент смерти эти два элемента разделяются, вызывая смерть живой души (смерть живого человека). Эта интерпретация полностью соответствовала описанию творения из Бытия. Библия неоднократно определяет состояние смерти термином «сон». Красота воскресения заключается в воссоединении праха земли с дыханием жизни от Бога, благодаря которому человек может вернуться к жизни. Такое существо продолжает оставаться смертным, но оно способно жить вечно благодаря милости Бога. Благодаря тщательному изучению библейских стихов Чарльз очень быстро пришел к выводу, что это единственно правильные выводы, которые можно извлечь из Священного Писания об аде и душе. Впервые он испытал спокойствие о судьбе своей матери. Впервые он стал лучше понимать смысл жертвы, совершенной самим Христом. Ибо благодаря этой цене Искупления становится возможным дело воскресения – некоторые существа будут жить на небесах, а другие на земле. Таким образом, Рассел увидел совершенно новую перспективу относительно Библии и Божьего Плана.

Джордж Стетсон (1814-1879)

  В тот же период еще один человек оказал чрезвычайно сильное влияние на Чарльза Рассела. Он был духовным Адвентистской церкви – Джорджем Стетсоном (1814-1879). Он сотрудничал с Джорджем Сторсом в публикации религиозного журнала The Bible Examiner, в котором они излагали шесть аспектов Божьего плана спасения. Стетсон был решительным антитринитарием. Благодаря ему Рассел пришел к пониманию того, что Иисус не может одновременно быть Богом-Сыном и Богом-Отцом и, конечно, Богом-Святым Духом. Он ясно понял из Библии, что Отец и Сын не могут быть одной и той же личностью. Чарльз также встретился с публикациями Генри Грю (1781-1862), который был убежден, что церковные догматы о бессмертной душе, адском огне и святой троице являются небиблейскими.

Рассел позже вспоминал, что работа Сторса и Стетсона помогла ему «избавиться от заблуждений, в которые он долго верил». Он также писал:

«Изучение Божьего Слова с этими дорогими братьями вело, шаг за шагом, к более зеленым пастбищам и более ясным надеждам для мира».

А также:

«В период с 1870 по 1875 год имело место постоянное возрастание в благодати, познании и любви к Богу и Его Слову».

Таким образом, в 1871 году Рассел понял и отверг ошибочное учение, которое преподавали ортодоксальные церкви о святой троице, бессмертии души и вечных мучениях в аду – они не имели обоснования в Слове Божьем.

 * * *


1872 год


(Расселу 20 лет)

  В 1872 году изучения Библии привели Чарльза Рассела к пониманию учения об Искуплении. Он начал понимать, что в Писании говорится, что Иисус Христос отдал Себя в качестве удовлетворения за непослушание первого человека Адама. Благодаря принесению этой жертвы Искупления Бог мог начать относиться по-другому к тем из человеческого рода, которые по вере во Христа как Спасителя были оправданы верой. Благодаря этому пониманию Рассел начал все больше осознавать важность атрибутов Божьей любви и справедливости на пути христианина. Это было потому, что в первую очередь жертва Искупления, принесенная Иисусом Христом, должна была удовлетворить требования Божьей справедливости, которые осуждали грешника и приговаривали его к смерти за грех. Только после удовлетворения требований справедливости Бог мог начать действовать в пользу человечества.

Позже он писал:

«[…] Только в 1872 году я достиг ясного представления о деле нашего Господа в качестве нашей цены Искупления, понимая, что основа всей надежды на реституцию заключается в этой доктрине.

Ранее, когда я читал слова о том, что все, находящиеся в гробах, выйдут, у меня возникали определенные сомнения в том, включает ли это психически неполноценных, младенцев, которые умерли, не достигнув какой-либо степени понимания, а также тех, которые мало или вообще не имеют опыта настоящей жизни. Но когда в 1872 году я начал изучать вопрос Реституции с точки зрения цены Искупления, данной нашим Господом Иисусом за Адама, и, как результат, за все, что потеряно в нем, мой взгляд на Реституцию полностью стабилизировался и дал мне абсолютную убежденность в том, что все должны выйти из могил и должны быть приведены к полному познанию Истины и воспользоваться полной возможностью получить вечную жизнь во Христе».

  В то же время Рассел пришел к дополнительному выводу, что с момента создания человека прошло всего шесть тысяч лет. Он был убежден, что это был поворотный момент в Божьем плане, который со вторым пришествием Иисуса Христа на землю начнет процесс восстановления всего до первоначального совершенства. Это означало, что приближалось время, когда все люди должны были бы выйти из могил, чтобы и они могли иметь возможность возвращения к совершенству. Рассел понял, что это восстание из могил стало возможным благодаря Выкупу Христа. Благодаря этому люди, жившие задолго до Иисуса, а также люди, никогда не знавшие Иисуса и не понимавшие красоты истины Божьего Слова, смогут встать и прийти к полному пониманию истины о Божьем плане спасения человечества. Это учение называется Реституцией.

С этого момента Чарльз на протяжении всей своей жизни учил о красоте библейского учения об Искуплении и Реституции.

* * *


1873 год


(Расселу 21 год)

  В 1873 году собрание исследователей Библии в Аллегейни предоставило Чарльзу Расселу положение учителя группы. Таким образом, 21-летний Чарльз стал своего рода священнослужителем – человеком, который учил в маленькой общине исследователей Библии. Вскоре после этого группа начала собираться в семейном доме Рассела. В этот период они познакомились с мнениями, проповедуемыми различными адвентистскими проповедниками, все время сосредоточиваясь на изучении вопроса возвращения Христа. Здесь стоит отметить, что адвентисты учили тогда, что мир и все, что в нем, будет сожжен в 1873 или 1874 году, и единственные, кого Бог спасет от уничтожения, будут адвентисты. Неудача и разочарование привели к тому, что проповедь всех учений, связанных со вторым пришествием Христа, стала очень сложной и встречала насмешки и отторжения.

В том же году Джозеф и Чарльз Рассел решили расширить деятельность своей галантерейной компании. Они даже обсуждали создание национальной сети магазинов. Они не реализовали этих планов, но компания выросла до пяти магазинов. Невозможно было установить более двух постоянных мест для магазинов – в разное время появились места, разбросанные по всему Питтсбургу. У компании были магазины и склады, которые обычно находились в арендованных помещениях. В декабре 1873 года их совокупная инвестиционная собственность составила 250 000 $. Как на то время, это был большой успех.

 * * *


1874 год


(Расселу 22 года)

  Изучение Библии было настолько интенсивным и приносило его участникам столько света понимания, что все трое из семьи Расселов (отец Джозеф и его дети Чарльз и Маргарет) сказали, что у них появилось новое, лучшее понимание того, что христианин призван принести свою земную жизнь в жертву и служение Богу. Все трое решили посвятиться, и в начале 1874 года они снова крестились. Сперва Джозеф и Чарльз крестили друг друга, а затем другие члены группы получили крещение в том же году. Это помогло им определить себя как группа верующих, полностью отдельная от всех ортодоксальных церквей.

 * * *


(Первый призыв Жатвы Евангельского Века 1874-1881)

ВТОРОЕ ПРИШЕСТВИЕ ХРИСТА

В то время Чарльз Рассел еще не понимал всех аспектов Истины, но около 21 сентября 1874 года он понял, что Иисус в Своем воскресении стал духовным существом, и поэтому Он не может прийти в теле во втором пришествии, но как духовное существо, невидимое для обычного человеческого ока. Сразу после этого он начал говорить о невидимом втором пришествии Христа как о первом аспекте истины Жатвы Евангельского Века. Это было начало символической жатвы и сбора колосьев, то есть отлучения народа Господа от тех мест, в которых они выросли, то есть от номинальных церквей. Чарльз Рассел, хотя еще сам не осознавал, насколько большая работа выполнялась, принимал в ней активное участие. Таким образом, началось дело Первого призыва Жатвы Евангельского Века, которое длилось с осени 1874 года до осени 1881 года. В этот период многие люди узнали «Истину вовремя». Те, которые были задействованы в этом великом деле, провозглашали в то время истины о выкупе, цели, способе и времени возвращения нашего Господа, избрании Церкви, реституции и будущем испытании мира, разрушении царства сатаны. В тоже время опровергались заблуждения о возможности самопримирения с Богом, о человеческом возвращении нашего Господа для уничтожения мира, о спасении, ограниченном только к святым, и осуждении всех остальных безбожных. Также опровергались учения о предназначении, вечных мучениях в аду, сознательности умерших и многие другие, оставшиеся после темных веков.

 * * *


1875 год


(Расселу 23 года)
(Первый призыв Жатвы Евангельского Века 1874-1881)

  В 1875 году Чарльз встретился с концепцией Чарльза Пьяцци Смита о Большой Пирамиде в Египте. Смит представил мнение о том, что Большая Пирамида в Гизе является каменным свидетелем, который представляет прошлое, настоящее и будущее в отношениях человечества с Богом. Заинтересовавшись, Чарльз начал анализировать этот вопрос, который со временем все больше подтверждал все, что ему до сих пор удалось найти в Писании. Все это вместе заставляло Чарльза все больше и больше благодарить Бога за великий дар понимания чудесных тайн Бога.

 * * *


  Обработано на основании книги Чарльза Ф. Редекера, «Пастор Ч.Т. Рассел. Посланник Тысячелетней Надежды», с. 9-45 (англ). Некоторая информация взята из книги Ф. Зидека «Чарльз Тейз Рассел: Его Жизнь и Времена. Человек, Тысячелетие и Послание» (англ. и пол.), а также из журнала Сторожевая Башня


Смотри также:

Встреча с Барбуром (1869-1875 годы)

Подбробная биография Чарльза Рассела — вначало

Если вы обнаружили ошибку на странице, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter.