Читать также:
Подробная Биография Ч.Т. Рассела
Данная часть биографии описывает активное служение Пастора Рассела, и включает в себя рассмотрение того, как он старался оживить великие Истины, которым учили Иисус и Апостолы. Его энергичное служение быстро сделало его публичной личностью, но также привело и к сильной оппозиции ортодоксального клера.
Рождение Движения
Во второй половине XIX века возникло религиозное движение, известное под названием Исследователи Библии. Другое название – «Исследователи Священного Писания»; под таким названием они в основном известны в Европе и Азии. Смотри, например, СДМД. В некотором отношении это движение напоминало предыдущие независимые реформаторские движения, которые возникали по всей Америке, однако во многих ключевых вопросах оно имело свой исключительный характер. Все эти группы и движения сильно отличались от ведущих церквей, акцентируя на определенных важных принципах, а Исследователи Библии должны были занять главное место в формировании этих важных вопросов, касающихся наступающих тысячелетних ожиданий, в особом, завершенном виде. Обратим внимание на некоторые знаменательные события, которые привели к рождению этого движения.
Исторический фон
Реформация XVI века, начатая Мартином Лютером и другими, нанесла смертельную рану средневековой церкви и показала истинное место Библии в поучении людей. Это послужило началу в деле по очищению учений от заблуждений, что особенно стало видно в XVIII и XIX веках. Особенно в USA атмосфера политической и религиозной свободы способствовала рождению независимых религиозных движений, которые продолжили дело по дальнейшему очищению учений.
Наступило время открытия еще многих других библейских истин, утраченных или искаженных со времен ранней Церкви. Различные движения и религиозные вожди участвовали в этом реформационном деле. Они были объединены друг с другом исключительно доверием к Библии, как единственному авторитету веры, и желанием возвращения к евангельской простоте ранней Церкви. Активными участниками такой деятельности были «Пресвитериане Нового Света» (1803) под руководством Бартона Стоуна, «Ученики» (1809) с Томасом Кампбелом, (о чем говорит Священное Писание, мы говорим, о чем молчит, и мы молчим), «Объединенные Братья Христа» (1800) с Филиппом Оттербейном и Мартином Бишемом, «Церковь Евангелистов» (1803) с Иаковом Олбрайтом, а также «Унитарная Церковь» (1815) с Генри Уором и Уильямом Ченингом.
Возможно, самой глубокой реформой была реформа 1830-1840 годов, совершенная движением Миллера, который привлек внимание всех к ожидаемому буквальному возвращению Христа. Под руководством Уильяма Миллера этим ожиданием были охвачены многие в обществе. Можем сказать, что «в Америке оно имело самое сильное влияние за такое короткое время, примерно 13 лет, нежели какое-либо другое религиозное движение». В количественном измерении оно привлекло от 50 до 100 тысяч последователей из различных церквей. Это движение расшевелило всю страну и привело к большой заинтересованности исследованием Библии и исполнением пророчеств. Хотя и завершилось все сильным разочарованием 1844 г., оно оставило освещающее влияние и приготовило путь для новых откровений истины, которые должны были открыться.
До 1846 года в религиозном протестантском мире действовали две противоположные силы.
С одной стороны, разрозненные малые группы верных (Богу) последователей, которые отделились от всех больших, ведущих церквей, и соглашались с такими фундаментальными библейскими учениями, как:
— почтение к Библии как вдохновенному Слову Бога и единственному источнику авторитета
— спасение через веру, благодаря искупительной жертве Христа
— простота организации Церкви
— священство верующих и их равенство в глазах Бога
— бессмертие – дар Бога для верующих, а не свойство, присущее душе
— сон умерших до их воскресения из мертвых
— крещение посредством погружения – символ полного посвящения Богу
— необходимость личной святости в христианской жизни
— близость второго пришествия Христа
— установление Царства Божьего вместе с благословениями посредством Христа и Церкви – цель возвращения Иисуса.
С другой стороны, был создан Евангельский Союз в Лондоне. Это была организация, объединившая более 50 ортодоксальных групп, стремящаяся удержать главные вероисповедания евангельских протестантов и провозглашавшая межконфессиональное единство. Как таковая, она часто упоминается как предшественник современного экуменического движения.
Вот некоторые из 9 главных взглядов этого движения:
— троица и единосущность Бога одновременно
— инкарнация Божьего Сына– Христа, Который явил себя в первом Пришествии как богочеловек
— бессмертие души
— воскресение прежнего тела
— вечные мучения для грешников в огненном аду
— христианское священство (духовенство) как институт от Бога – только для избранных, а не для всех верующих
Таким образом, часть учений, которые были отвергнуты в свете исследования Библии, особенно касающиеся человеческого бессмертия, стали заново защищаться и оберегаться, как характерный знак ортодоксии. Поэтому вышеупомянутый Союз защищал то, что некоторые реформаторы видели как защиту учений средневековья и отвержение Истины. Этот союз был склонен собирать вокруг себя большие группы так называемых номинальных христиан, в отличие от горстки, которая очищала себя от подобных заблуждений.
Рождение Лидера
Во второй половине XIX века были завершены все приготовления для более великих перемен в религиозной сфере. 16 февраля 1852г., в Питтсбурге, штат Пенсильвания, родился Чарльз Тейз Рассел, сын Джозефа Л. и Элизы Берни Рассел. Оба родителя были шотландско-ирландского происхождения и являлись членами пресвитерианской церкви. Будучи глубоко религиозными, воспитали своих детей в «страхе Господнем». Под этим благочестивым влиянием молодой Чарльз заинтересовался теологией, примкнул к конгрегациональной церкви и YMCA (Общество Молодых Христиан) и стал активным членом в локальной миссионерской деятельности. Позднее Чарльз вспоминал, что его мама (которая умерла, когда ему едва исполнилось 9 лет) говорила ему, что когда ему было примерно 7 лет, она посвятила его Господу, как Анна посвятила своего сына Самуила. Молитвой Элизы Рассел были слова: «Чтобы под Божьей опекой сын стал слугой Евангелия».
С истории молодых лет Чарльза видно, что была проведена хорошая работа, подготовившая его к христианскому служению, возможно, даже пасторскому. Но кто мог предвидеть, что вскоре его служение выльется в зарождение новой реформаторской группы, консервативной в теологии, но ярко отличающейся своими взглядами на Тысячелетие и иными убеждениями, которые отличали ее от основных церквей? Это без сомнения было значительным событием – появление необычайной группы на религиозной сцене Америки – о чем ниже мы убедимся.
Бои Веры
Однако на протяжении некоторого времени казалось маловероятным, что Чарльз Рассел сможет развить такую глубокую заинтересованность Библией и такое христианское служение, которое станет главной целью его жизни. Хотя он посвятил свое сердце Господу в возрасте 15 лет, у него возникли серьезные сомнения в отношении к религиозным знаниям и учениям. В попытке обратить своего друга на христианский путь он не был в состоянии защитить своё учение о том, что большая часть человечества обречена на вечные мучения. Почувствовал себя побежденным логикой неверующего, и вскоре сам стал скептиком. Позднее писал:
«Я прекратил тогда учить, а начал мыслить и анализировать все случившееся. Убедился, что разница между логичностью и моим убеждением была огромна. Все опиралось на основе небесного спасения немногих и вечных мучений для миллиардов. И чем больше я анализировал, тем больше убеждался, что здесь кроется серьезная ошибка: истинный Бог не мог запланировать того, что провозглашала моя церковь. Я отверг все учения своей церкви, и, думая, что основой этих учений была Библия, отверг также и ее».
Но оказалось, что это не было окончанием проблемы. Сердце и разум молодого Чарльза все далее искали ответа.
«Познав однажды своего небесного Отца, я не мог найти покоя без Него. Моя душа жаждала Его милости и заботы. Я и далее придерживался мнения, что наша Вселенная была создана разумным, личностным Творцом: о Его мудрости и всемогуществе говорила мне каждая звездная ночь. Чем больше я исследовал анатомию, тем сильнее убеждался, что все человечество, каждое создание, «является чудом» и не могло возникнуть случайно – не могло эволюционировать. Я полюбил Бога мудрого и всесильного, и искал возможности узнать о Нем как можно больше, будучи убежден, что найду доброго Бога. Без сомнения, что Тот, Кто создал око, чтобы видело, и ухо, чтобы слышало, и Который дал человеку качества справедливости и любви, Сам должен был обладать всем этим в неограниченной мере».
«Поэтому глазами разума я искал великого Бога Вселенной. Вновь возлюбил Его, и радовался, что могу чтить Его, понимая, что Он не сотворил земли и человека напрасно, но что имел мудрую, милосердную цель в связи с творением человека».
Собственно, в этот момент молодой Чарльз решил обратить свое внимание на восточные религии, чтобы убедиться, вдруг в их философии он найдет удовлетворительный ответ от Бога на прошлую и будущую жизнь. Но, посвятив некоторое время анализу их учений, пришел к выводу, что всем им недостает логики, и потому они недостойны веры – «менее рациональны в некоторых аспектах, хотя не такие дьявольские, как некоторые христианские учения». Постепенно, благодаря Божьему провидению, Чарльз Рассел пришел к ясному пониманию разницы между человеческими учениями и истинными учениями Библии. Выразил это следующим образом:
«То, что в начале, казалось, могло привести к полному атеизму и неверию в Бога и Библию, благодаря Божьему провидению обратилось во благо и только уничтожило мое уважение и почтение к человеческим учениям и системам, неверно интерпретирующим Библию. Постепенно я был освещен, что хотя каждое из этих учений содержало в себе некоторые элементы истины, но в основе своей они были ошибочными и противоречащими Слову Божьему».
В конце 1869 года, практически случайно, он познакомился с одним адвентистом. Однажды вечером, в небольшом помещении, слушал пожилого проповедника Джонаса Вэндела и был впечатлен услышанными словами. Хотя речь не была вполне понятной, но была достаточной, чтобы обновить тлевшую веру в богодухновенность Библии и показать разницу между ее учениями и учениями и философией человеческой. С тех пор он был в состоянии возобновить свое собственное исследование Библии.
Возвращение к Исследованию Библии
Исполненный новым энтузиазмом, Чарльз Рассел и несколько его приятелей стали собираться вместе, и в 1870 году в Питтсбурге и в окрестностях Аллегейни (сегодня это часть Питтсбурга) начали систематическое исследование Библии. Он понимал, что жил «где-то в конце Евангельского Века», когда внимательные дети Божьи должны прийти к лучшему разумению Божьего Слова. Участниками таких встреч были: Чарльз Рассел, его отец Джозеф Рассел, его сестра Мэй, Уильям И. Манн, А. Д. Джонс (менеджер семейного бизнеса), В. Г. Конли (местный банкир), а также несколько других. Были они заинтересованы в том, что говорит сама Библия относительно характера Бога и Его намерений в отношении человечества.
В октябре 1876 года Чарльз Рассел был избран Пастором в этой группе исследователей Библии, что может считаться началом движения Исследователей Библии. Чтобы отметить это временными рамками, необходимо отметить, что год 1876 был 100 годом после подписания Декларации Независимости, а также 11 годом окончания гражданской войны, которая опустошила Штаты.
Концентрируя свое внимание исключительно на Библии, группа студентов из Аллегейни с радостью узнавала о всеобъемлющей милости Бога и намерениях, которые Он предпринял с целью благословения всего человечества. Поэтапно приходили к общему пониманию Божественного плана спасения, отвергая многие взгляды, исповедуемые ортодоксальными церквями. Стали понимать, что:
«Все должны быть воскрешены из мертвых, чтобы полный любви план Бога мог быть им представлен; чтобы узрели все те, кто будет проявлять веру в дело искупления Христа, и окажет послушание согласно своей вере, и после будет возвращен к гармонии с Богом и получит вечную жизнь. Расценили это как дело Реституции, предсказанное в Деяниях 3:21».
Таким образом, Чарльз Тейз Рассел и его товарищи интенсивно исследовали Священное Писание на протяжении 6 лет и искали руководства Господа, чтобы открыл им вещи, которые были не ясно понимаемы. Было это временем роста в благодати и знаниях, и основанием мощного фундамента для большего света, который должен был излиться.
Первые Друзья
Пастор Рассел часто признавался, что некоторые активные исследователи Священного Писания оказывали на него влияние и помогали ему в упорядочивании его мыслей и убеждений. Адвентисты помогли ему в важном этапе жизни – возвращении веры в Библию и в важность времени (хронологию) в исполнении пророчеств и связанных с ними Истин. Позднее с ностальгией вспоминал роль, которую сыграли Джордж Стетсон и Джордж Сторс (редактор «The Bible Examiner» (Исследователь Библии) в 1869-1872 годах в понимании широких спектров Божьего плана спасения, а также в «очищении себя от многолетних заблуждений», которые закрывали правильное понимание.
«Исследование Слова Божьего с этими дорогими братьями привело меня, шаг за шагом, к более сочным пажитям и более ясным надеждам для мира». Вклад других деноминаций и проповедников истины был также им оценен.
В начале 1876 года Чарльз Рассел наткнулся на тему, обсуждающую хронологические пророчества в журнале Адвентистов: «Herald of the Morning» (Утренний Вестник). Ожидая найти очередную дату, назначенную на «уничтожение мира в огне», с удивлением открыл, что редактору Нельсону Х. Барберу с Рочестера, штат Нью-Йорк, «были открыты глаза на то, что целью возвращения Господа является не уничтожение мира, но благословение всех племен земных, что оно будет невидимым для человеческого глаза; что укомплектование Его Церкви и отделение «пшеницы» от «плевел» будет развиваться с концом этого века, о чем мир не будет осведомлен». Была представлена новая для Пастора мысль, что наш Господь уже присутствует невидимо «как тать ночью» (тайно, незаметно) для мира, но объявленный ревностным, бодрствующим святым (1Фес 5:2-4).
«Желая научиться как можно быстрее из любого источника всему тому, чему хочет меня научить Бог», Пастор Рассел сразу предложил встречу Барберу. Их встреча была плодотворной и ознаменовалась взаимным полезным союзом в служении. Узнав, что ежемесячник «Herald of the Morning» имел недостаток финансовых средств, Пастор профинансировал его дальнейшее издание, и стал соредактором и начал тесное сотрудничество с Барбером.
В 1877 году Пастор Рассел профинансировал и издал состоящую из 196 страниц книгу «Три Мира», написанную совместно, но авторизированную Барбером. Это была первая книга, которая объединяла идею жертвы Иисуса и Реституцию для мира (как верил Рассел) и библейскую хронологию и все с ней связанное (как это понимали Адвентисты). Книга поясняла многие пророчества и временные параллели, из которых следовало, что невидимое присутствие Христа началось осенью 1874 года, это послужило основой для многих проистекающих из этого хронологических убеждений Исследователей Библии.
Однако в 1878 году Барбер отбросил учение о посредническом примирении, что привело также к непониманию и других учений. К следующему году это привело к разрыву отношений, и Пастор Рассел прекратил свою финансовую поддержку журналу «Herald of the Morning». После доверил Джону Х. Патону (сотруднику Барбера с Алмонт, штат Мичиган, который в то время был лоялен) написание новой книги, «Day Down» (Утренний Рассвет), опубликованной в 1880 году. Она заменила «The Three Worlds» (Три Мира) и освещала больше истин, объявленных посредством возрастающего света. Однако ее автор, после краткой, но значительной роли, которую он сыграл в активно развивающемся движении, также отпал от благодати, когда стал отходить от учения Выкупа. Вторая книга автора Патона – исправленная «Day Dawn» (Утренний Рассвет) – критиковалась Пастором как противоречащая Священному Писанию и вызвала большое замешательство и раскол. Она отрицала, что Адам впал в грех и нуждался в выкупе, и представляла Иисуса как несовершенного человека, который просто подал хороший пример, как бороться с грехом. К лету 1881 года пастор Рассел прервал контакты как с Барбером, так и с Патоном, что сделало его практически единственным лидером движения. Несмотря на это, Пастор не был обескуражен и верно шел в избранном направлении, которое, как он чувствовал, предназначил ему Бог. В то же время работа продвигалась, и весьма успешно, в чем мы убедимся далее.
Возрастающее Освещение
Прежде чем пойдем дальше, остановимся на минуту. Как мы уже упоминали, среди убеждений, имеющих принципиальное значение для пастора Рассела и его сотоварищей, было неверие в возвращение Христа в теле, после чего должен был наступить конец света – что означало уничтожение земли и ее жителей, кроме «горстки святых». Множество неудачных дат, устанавливаемых некоторыми проповедниками, и сопровождавшие их недоразвитые взгляды относительно второго пришествия, склонили пастора Рассела к написанию брошюры под названием «Цель и способ возвращения нашего Господа», первично изданной тиражом 50.000 экз. в 1877 году. Эта брошюра подчеркивала, что Христос не возвратится в видимом теле, как многие верили, но как могущественная, невидимая личность, которая должна царствовать на земле, чтобы установить давно обещанное Божье тысячелетнее царство и излить благословения Реституции на всех людей.
Приблизительно в то же время Пастор Рассел обратил внимание на хронологию Библии, начатую преподобным Кристофером Боуэном из Англии (около 1830 г.), которая указывала, что первые шесть тысяч лет истории человека уже закончились. Понимание этого, вместе с пророческим пониманием, взятым из адвентистских источников (как выше мы вспоминали), указывало, что Христос пришел невидимым образом как Господин Жатвы в 1874 году, и все это привело его к выводу, что наступило время собирания и жатвы среди народа Божьего. Все это стало достаточной мотивацией для того, чтобы начать провозглашать эти Библейские Истины с большим энтузиазмом и энергией. Пастор высказал это так:
«Знание, что я живу во время периода жатвы (конца века), было для меня мотивом, чтобы начать работу в большем масштабе, нежели прежде. Поэтому он решить начать широкомасштабную компанию по провозглашению истины».
Исходя из этого, Пастор решил, что наступило время, чтобы ограничить свои интересы и посвятить все свое время и энергию, а также финансы на «дело жатвы». В 1877 году, будучи в возрасте 25 лет, он продает свой достаточно прибыльный бизнес, сеть магазинов мужской одежды в Филадельфии, чтобы сконцентрироваться на служении Богу. Он вспоминает, что когда продал свой бизнес, получил более четверти миллиона долларов – по тем временам небольшая фортуна.
Энергия Пастора была также обращена на проповеди и частые путешествия, которые приводили его во многие места страны, начиная от Новой Англии до центрального запада. Главный акцент в его служении делался на те учения Библии, которые, по его мнению, были утрачены на протяжении прошлых веков пренебрежения и искажения человеческими философиями. Божественный план искупления он понимал как отблеск великой любви Творца к человечеству.
Благодаря ему надежда на вечную жизнь была открыта для всех людей; небесная награда для верных последователей Христа и шанс для остального мира достигнуть земной жизни.
Это было время сильного роста в знаниях для всех связанных с движением. Для них нагромождения заблуждений прошлых веков уступали место новому свету и более глубокому знанию Божьего Плана. Они пришли к пониманию, что наступило время благословений, обещанных в пророчествах Дан 12:12 и Лук 12:37, когда Господь возвратился и дает дому веры духовную пищу.
Главное Издание
В своих путешествиях и проповедях Пастор пробудил очень сильную заинтересованность новооткрытыми истинами. Вскоре стало очевидным, что религиозный ежемесячник, который бы отображал его убеждения, будет полезен для поддержания и углубления заинтересованности. В начале это привело к финансовой поддержке ежемесячника «Herald of the Morning» в сотрудничестве с первыми единомышленниками, о чем уже упоминалось. Однако, когда среди издателей ежемесячника появились доктринальные различия, а вера в фундаментальные учения, такие как примирение через жертву Христа, была отвергнута, Пастор постановил прекратить свою помощь. Вот его собственные слова:
«Я понял, что Божьей волей является, чтобы я основал другой ежемесячник, в котором знамя креста было бы высоко поднято, а учение об искуплении защищаемо, и добрая весть о великой радости провозглашалась настолько, насколько это возможно. Работая под управлением Господа, я прервал свои поездки, и в Июле 1879 года увидел свет первый журнал «Zion’s Watch Tower and Herald of Christ’s Presence» (Сторожевая Башня Сиона и Вестник Присутствия Христа).
Этот новый журнал издавался в Питтсбурге с начальным тиражом 6.000 экз. Сам пастор Рассел стал редактором вместе с пятью другими братьями, с самого начала упомянутыми как постоянные авторы тем. На протяжении практически 40 лет ежемесячник был представителем движения, и был охотно и везде принимаем всеми Исследователями Библии, достигая к 1915 году тиража в 55.000 экз.
Первые слова ежемесячника выразительно поясняли цель публикации: «Всем домочадцам веры», подчеркивая факт, что мы живем в последние дни «Евангельского Века». Указывал также, что рассвет нового дня характеризуется невидимым присутствием Господа. Отмечал также, что конец времени виден не только теми, кто внимательно исследует Слово, но также и миром, посредством манифестации многих внешних знаков. Следующие издания журнала перечисляли эти знаки, такие как: всеобщие приготовления к войне, падение духовности, научные открытия и прогресс, возрастающее беспокойство масс, экуменизм церквей и начало возвращения евреев в Палестину.
Для того чтобы подчеркнуть эти пророческие события, издавались темы, касающиеся христианской жизни и учений – как помощь верным в их развитии. Касалось это таких главных учений, как: искупление, примирение, жертва за грех, развитие плодов духа с целью приблизиться к большему подобию характера Христа. Поэтому цель издания была двоякой: вызвать заинтересованность читателей наступлением новой эры, а также «помочь им облечься во всеоружие Божье, чтобы они могли устоять в день гнева». Воплощая это, Пастор Рассел верил, что участвует в великом деле сжатия и сбора «пшеницы» во время жатвы, или конца века, которое приготавливало наступающее установление тысячелетнего Царства.
Распространение Вести
Следующей попыткой была организация новых собраний там, где возникала заинтересованность в «Послании Истины». Помогали в этом верные, и связано это было с поездками в места, в которых распространялся журнал. Только в годах 1879-1880 основано было около 30 собраний в штатах: Пенсильвания, Нью-Джерси, Нью-Йорк, Массачусетс, Делавэр, Огайо и Мичиган. Сам Пастор Рассел посещал эти места регулярно и посвящал минимум день на интенсивное исследование Библии с каждой из этих групп, произнося лекцию и отвечая на интересующие вопросы.
В последующие годы практика утешения и служения множеству братьев в большом объеме стала обычной практикой в служении Пастора Рассела и отражала его ревность к Господу и любовь к «народу правды». В результате возникали сотни собраний по всей стране, которые избирали его как своего возлюбленного «Пастора». (К 1916 году существовало 1200 таких собраний во всем мире). Оценивали они его учения, его достойный подражания образ жизни, а также его теплоту и миролюбие. Неустанно путешествуя как публичный проповедник, и регулярно служа многим собраниям, Пастор Рассел стал известен как «вездесущий проповедник». Так его назвала лондонская пресса, (которая утверждала, что «его собранием был весь мир»).
Одним из его прошлых главных творений была брошюра под названием «Food for Thinking Christians» (Пища для мыслящих христиан), опубликованная в 1881 году. Подытоживала она главные учения Исследователей Библии и опровергала ошибочные учения популярных церквей. Содержала также обширную «Карту Веков» вместе с объяснениями, которая иллюстрировала Божий план развития Церкви, благословения мира и уничтожения неисправимых во «второй смерти». Более миллиона экз. этой брошюры было бесплатно роздано в США и Великобритании. Пастор Рассел профинансировал этот проект из собственных средств. Стоило это ему десятки тысяч долларов. Результатом такой кампании явилось основание «Watch Tower Tract Society» (Общество Сторожевой Башни и Трактатов), которое занялось распространением книг и трактатов, рекламирующих деятельность движения.
В том же 1881 году Общество опубликовало воззвание к христианским служителям, которые позже стали известны как распространители, чтобы помогли распространять журналы «Сторожевая Башня» и другие трактаты. К 1886 году их число выросло до 300 человек, и распространение стало интегральной частью служения. Пастор рекомендовал всем, к кому дошло послание правды, чтобы посвящали каждую свободную минуту в распространении благой вести как в своей местности, так и за ее пределами; многие охотно откликались на этот призыв, разделяя убеждения и энтузиазм лидера.
Итоги и Результаты
Можем, поэтому, утверждать, что фундамент движения Исследователей Библии был заложен в важном промежутке времени между 1876-1881 годами. Чарльз Тейз Рассел был избран Пастором своей группы исследователей Библии, в Аллегейни, в возрасте 24 лет. Под его руководством эта группа все более увеличивалась в численности и поощрялась к исследованию Библии и оценке приобретенных Истин по мере их открытия.
Здесь необходимо отметить два факта:
Первое, необходимо отметить, что намерением Пастора Рассела не было основать новую отдельную религиозную организацию. Частичной причиной его глубокого участия в деле жатвы пшеницы в христианстве был факт, что он ожидал скорого взятия всех святых к небесному наследию Христом. Когда этого не произошло, усилия, которые он прилагал к распространению учения о вселенской церкви и ее практиках, а также тематическому исследованию Библии и пророческим упоминаниям о времени конца, привели к тому, что Исследователи Библии стали отдельной группой.
Во-вторых, Пастор Рассел не утверждал, что его учения были открыты им самим, и он никогда не считал, и не выдавал себя за пророка. Как добросовестный исследователь Слова Божьего, под Божьим провидением и управлением, он пытался понять Священное Писание, гармонизируя различные учения. Работая в этом направлении, он очень ценил работу своих предшественников и охотно пользовался плодами их трудов. По этой причине, несмотря на некоторые различия, его учения отражали идеи американского протестантизма его времени. С самого начала движение постепенно возрастало и оказывало значительное влияние, как в Америке, так и за ее пределами. Ниже приведенное исследование покажет, какой феноменальный рост и какое влияние имело движение при жизни Пастора.
Пересмотр Главных Событий в Деятельности Пастора Рассела
Вместе с дальнейшим распространением движения Исследователей Библии, исключительный талант и большие способности его основателя стали очевидны. Как писатель, проповедник, евангелист, пастор и администратор, Пастор Рассел был успешен во всех функциях. По этой причине получил широкое признание и авторитет. Влиял на все, что касалось развития религиозной сферы, и особо заботился о каждой ее фазе.
Многочисленные Труды
Пастор был автором огромного числа литературы движения, управлял ее издательством и сам разработал методы ее успешного массового распространения. Так возникли массы книг, трактатов и брошюр, которые распространялись по всему миру. Пастор также произносил публичные лекции более чем в 300 городах США и Канады – во многих городах по 10-15 раз. Однако, как убедимся, с характерной для него скромностью он не приписывал себе никаких особых способностей и не хвастался своими достижениями, и не превозносился.
Поскольку дальше открывались библейские истины, как во время индивидуальных, так и групповых исследований, Пастор заметил необходимость представления вдохновенного слова разумным способом, чтобы надлежащим образом гармонизировать всю Библию. Он хотел, чтобы трактат был уложен тематически, определял Божественные принципы, законы и обетования, а также, чтобы объяснял библейские образы, символы, аллегории и пророчества, чтобы все они были размещены в соответствующие хронологические рамки. Результатом этих намерений является шеститомная серия книг под названием «Рассвет Тысячелетия» (получившую позже название «Исследования Св. Писания»), написанная между 1886 и 1904 гг. Многие считают ее одним из наиболее полезных пособий для исследования Библии, какие появились до того времени, показывая величественный план Бога в поднятии человечества из упадка. Эта серия была следующим столбом движения, особенно первый том, «Божественный План Веков», который стал одним из наиболее популярных и широко читаемых библейских трактатов того времени, и достиг феноменального тиража, примерно 4,5 миллиона экземпляров уже при жизни Пастора.
Эти тома, как и многочисленные другие брошюры, трактаты и статьи, созданные Пастором, характеризовались легко воспринимаемым стилем, что было в серьезном контрасте к теологическим трактатам того времени, и поэтому они хорошо воспринимались. Среди любителей трудов Пастора были фермеры и бизнесмены, осужденные и пасторы, уклоняющиеся от военной службы по религиозным мотивам и военные генералы. Кроме многочисленных обязанностей, таких как координация увеличивающегося персонала в штаб-квартире движения в Аллегени, а также корреспонденция, которая в некоторые годы доходила до 300 000 ответов, издательство журнала «Сторожевая Башня», а также частых поездок по стране и заграницу, он и дальше находил время на издательство огромного количества трактатов и других материалов.
Уже в 1881 г. была создана организация, целью которой была координация деятельности и публикация библейских материалов. Изначально она называлась Общество Сторожевой Башни Сиона. В 1884 г. она была зарегистрирована как юридическое лицо, подлежащее законам штата Пенсильвания, а Пастор Рассел сам написал ее статут. Позже (в 1896 г.) было изменено название на Общество Сторожевой Башни, Библии и Брошюр. Это была некоммерческая корпорация, которая не платила налоги и оклады. Ее установленной целью было «распространение библейских истин на разных языках с помощью публикации брошюр, буклетов и других религиозных изданий.
Потом были зарегистрированы еще две другие организации: Общество Народной Кафедры (The People’s Pulpit Association), в 1909 г., в штате Нью-Йорк, и Международное Общество Исследователей Библии (International Bible Students Association — IBSA), в 1914 г., в Лондоне, когда сфера деятельности расширилась в Англии и на континенте (хотя еще в 1910 г. определение Международное Общество Исследователей Библии было принято как идентифицирующее название). Более поздние организации не были в конфликте с материнской корпорацией, Обществом Сторожевой Башни (Watch Tower Society), но были дополнительными юридическими субъектами, нужными для ведения деятельности на большей территории.
Вот некоторые из главных брошюр, написанных Пастором Расселом: «Что говорит Св. Писание об аде?» (1896 – 3 млн. экз.), «Что говорит Св. Писание о спиритизме?» (1897 – 500 000 экз.), «Парусия нашего Господа» (1898 – 300 000 экз.), а также «Библия и теория эволюции» (1898 – 400 000 экз.). Впечатляющий тираж был достигнут благодаря распространению брошюр от двери к двери и вручению буклетов ревностными добровольцами среди людей, которые ходили в церковь по воскресным утрам.
Нельзя не отметить ежемесячных, двухнедельных и ежеквартальных публикаций Общества, которые были частью большого дела подготовки литературы. Это были: журнал «Сторожевая Башня», двухнедельник на 32 страницы без реклам тиражом в 55 000. Пастор издавал этот двухнедельник на протяжении 37 лет; он издавался на английском, немецком, французском, шведском, датско-норвежском и польском языках. «Ежемесячник Исследователей Библии» (The Bible Students Monthly), а также «Народная Кафедра» – оба ежемесячника имели по 4 страницы, с бесплатным тиражом в 50 млн. экземпляров в год. И наконец, издавался также «Ежеквартальник Старой Теологии» (The Old Theology Quarterly) – тонкая газета на 8 страниц с феноменальным тиражом в 100 млн. экземпляров в год. Эти трактаты печатались примерно на 30 языках и распространялись не только в Америке, но и в Европе, Южной Африке, Австралии и других местах. Немногие писатели в истории литературы дожили до того времени, чтобы могли увидеть, как их труды так массово распространяются. Это происходило главным образом в 1909-1914, о чем мы вкратце убедимся.
Пасторская забота о Стаде
В связи с растущим числом исследователей Библии и ежемесячным распространением главного журнала, «Сторожевой Башни», собрания, которые принимали учения Пастора, появлялись по всем Соединенным Штатам, особенно на востоке, юге и центральном западе. Пастор взял за правило планировать определенное время для встреч с этими собраниями, на которых он произносил библейские лекции, отвечал на вопросы и поощрял братьев к сохранению веры. Каждое собрание, «еклесия» (от греческого «церковь», или «призванные»), брало в пример раннюю церковь: оно было абсолютно независимым, избирало собственных служителей, старших и дьяконов, но поддерживало близкие отношения с другими церквями.
Пастор Рассел стал очень дорогим всем братьям, неустанно служил их духовным нуждам, и быстро был с признанием избран «Пастором» сотнями собраний по всему миру. Это было действительно служение любви, поскольку он регулярно путешествовал поездом из города в город, чтобы служить стаду. Советы по разным вопросам, как духовным, так и жизненным, он давал также путем прямой корреспонденции из офиса Общества, пока увеличивающиеся обязанности не заставили его поручить эту задачу другим.
В 1889 г. был построен четырехэтажный кирпичный дом в Аллегени, Пенсильвания. Он был штаб-квартирой Общества на протяжении примерно девятнадцати лет. Он был известен под названием «Библейский Дом», и был приспособлен к осуществлению главных задач дела, которые было под бдительным присмотром Пастора. В доме находись жилые комнаты и столовая для активно настроенного персонала, а Пастор считался «главой» дома.
В Бруклине, Нью-Йорк, дом был побольше, а планировка удобнее. Эта новая недвижимость была куплена в 1908 году. Это было миссионерское здание, которое раньше использовалось конгрегационной церковью в Плаймоут, и оно было переделано в «Церковь Бруклина» с офисами на первом этаже, залом на 800 человек на втором, и отделом рассылки и складом в подвале. Первое библейское служение состоялось там 31 января 1909 г. (не смотря на это, позднее, 7 декабря 1913 года, было открыто новое место собраний в Нью-Йорке, которое называлось «The Temple» (Храм), где Пастор Рассел регулярно преподавал лекции в первое воскресенье каждого месяца.
После переезда в Бруклин персонал был размещен в отдельном четырехэтажном особняке, который раньше принадлежал Гарри Варду Бичеру. Он назывался «Вефиль», что значит «Дом Божий». Еда персонала всегда переходила в религиозные богослужения. Перед завтраком было общее пение и молитва, а также Молитва Господня, к которой присоединялась вся «семья». Читался текст для размышлений и комментарий, который открывал дискуссию. Во время всех обедов обсуждались стихи из Св. Писания, а Пастор подавал свои мысли на завершение. Каждый присутствующий ощущал большое благословение от таких встреч, которые для членов «семьи» обретали особую святую атмосферу.
С целью дальнейшего поощрения братьев и укрепления единства среди Исследователей Библии в девяностые годы ХІХ в. начали организовываться конвенции. Они стали очень популярными, поскольку способные проповедники говорили проповеди на разные библейские темы, а участники наслаждались проведенным друг с другом временем. Присутствие Пастора и его трогательные проповеди отличали такие встречи. Организовывались специальные лекции для общественности, чтобы заинтересовать ее библейскими учениями.
Какие возникали чувства во время слушания речи Пастора? Один из частых его слушателей описал это так:
Перед общественностью, за кафедрой, он всегда носил длинный черный фрак и белый галстук. Его голос не был громким и он никогда не использовал микрофон или громкоговоритель, поскольку тогда их еще не придумали, но, не смотря на это, его голос всегда доходил до самой отдаленной части зала. Он мог удержать внимание большой аудитории не только на протяжении часа, но иногда два или три часа. Он всегда начинал свою лекцию легким поклоном в сторону слушателей. Когда говорил, не стоял как статуя, но всегда был в движении, жестикулируя руками и ходя по сцене. Я никогда не видел, чтобы у него были какие-то записи или рукописи в руках – только Библия, которую он очень часто использовал. Говорил просто от сердца и очень убедительно.
В 1893 г. состоялась первая федеральная конвенция в Чикаго с участием 360 человек, которая продолжалась пять дней. Были собрания молитв, лекции (получасовые), ответы на библейские вопросы, а также крещение, во время которого крестилось 70 человек. После 1898 года, как региональные, так и генеральные конвенции стали частыми, и зачастую планировались так, чтобы проходили во время выставок и специальных событий, когда были скидки на железнодорожные билеты.
В 1906 г. было 1000 участников в Асбари Парк, Нью-Джерси; 2000 – в Ниагара Фоллс в 1907 г.; 4500 – в Лэйк Чаутакуа, Нью-Йорк, в 1910 г., а также свыше 3000 – в столице, Вашингтоне (округ Колумбия), в 1912 г. За пределами страны конвенции проходили в Торонто, Канада, в 1903 г., где собралось 800 братьев, и свыше 1000 человек со стороны; в Кингстон, Ямайка, в 1905 г. было 800; в Лондоне в 1907 г. – около 550; и в Глазго, Шотландия, в 1912 г. – около 1200.
В 1894 г. в целях укрепления движение была воплощена еще одна программа. Двадцать развитых в истине братьев были отправлены на выходные из Питтсбурга, чтобы посетили соседние собрания, чтобы учить братьев, а также, чтобы проводить публичные собрания. Позже это переросло в полноценную деятельность, которая стала известна как «пилигримские служения», что оказалось ценным в поддержке контактов с растущим числом братьев на библейских собраниях и помогало унифицировать их мышление и убеждения. «Пилигримы» были полновременными учителями, разъезжающими от одного собрания к другому, и проводящими с каждой группой день или два. Их служения высоко ценились братьями, которые считали привилегией принять их и радовались общению с ними. Число таких пилигримов возросло с 3 в 1897 г. до 25 в 1905 г., и до 90 в 1916 г.
Рост общественного сознания
С начала 1891 г. в связи с растущим интересом в Европе было принято решение, что Пастор Рассел должен отправиться в первую заграничную поездку. Через два месяца, вместе с сопровождением, он посетил Ирландию, Шотландию, Европу, Палестину, часть России, Египет и Англию. Он был впечатлен интересом к истине, с которым встретился в таких местностях, как Скандинавия, а особенно Англия, Ирландия и Шотландия, которые он считал «готовыми полями, ожидающими жатвы». Но в России, Турции и Италии он видел небольшую готовность принять послание.
После возвращения Пастора Общество начало публиковать книги и материалы на немецком, французском, шведском, датском, польском и греческом языках. Первый заграничный филиал был основан в Лондоне в 1900 г., а после – в Германии в 1903 и в Австрии в 1904 г.
Много следующих заграничных поездок состоялись в 1911-1912 г., включая историческое путешествие вокруг света: в Китай, Японию, Корею, Филиппины, Индию, Ближний Восток, Грецию, Италию, Францию и Англию. Было много целей: познакомиться с основными общественными и религиозными влияниями, оценить методы и последствия заграничных миссий церквями, а также обратить международное внимание на «Движение Истины» и его исключительное послание времени жатвы. Это дало размах для деятельности другому открывшемуся отделу – агентству публикаций еженедельных проповедей Пастора в газетах в Соединенных Штатах, Канаде и заграницей.
Создание газетного агентства
Вначале двадцатого века Пастор Рассел и его сотрудники заметили, что ежедневные газеты стали важной частью жизни в цивилизованном мире. Поэтому было принято решение использовать это средство информации в распространении новой открывшейся Библейской Истины в стране и за ее пределами.
Эта деятельность началась в 1904 году с еженедельных проповедей Пастора вначале в трех местных газетах. Потом, широко распространившаяся активная кампания, начатая специально созданным агентством Исследователей Библии, резко распространила это служение на центральные метрополии по всей стране. По некоторым оценкам, до 1911 г. его проповеди печатали 1300 газет, и в результате этого они попали в руки «более 10 млн. читателей, это без сомнения чудо». До 1913 г. это число возросло до свыше 2000 газет и 15 млн. читателей, включая Соединенные Штаты, Канаду, Великобританию, Южную Африку и Австралию – это был поразительный рекорд.
Пастор прокомментировал «газетную проповедь Евангелия», как это называлось позже, следующими словами:
Под Божьим руководством большое дело совершается посредством газет; и Евангелие представляется миллионам людей. Некоторые никогда не принимали участия во встречах для прославления Бога. Некоторые из них – это разочаровавшиеся христиане, которые потеряли веру в человеческие вероучения и системы и не нашли основания для своей веры в Библии, потому что не понимали ее. Это большое благословение, что Бог так поруководил, что благая весть может попасть в руки к тем, кто не имел возможности услышать ее!
Таким образом, газеты лучше любого другого средства информации несли послание Пастора обществу, и благодаря им появилась информация о развитии движения Исследователей Библии.
Впечатляющим был тот факт, что газеты публиковали проповеди без какой-либо оплаты; единственными расходами Общества была оплата телеграфирования последних проповедей из тех мест, где ездил Пастор, в его собственное агентство, а дальше – в разные газеты в городах по всему земному шару. Публикация под названием Континент, которая часто выступала против Пастора, следующим образом комментировала распространение этого дела:
«Говорят, что труды Пастора Рассела еженедельно имеют больший тираж, чем труды какого-либо другого человека; больший, чем общий тираж трудов всех книг и пасторов Северной Америки, и даже больший, чем труды Артура Бризбена, Норманна Хепгуда, Джорджа Горация Лоримера, д-ра Франка Крени, Фредерика Хоскинса и тысячи других наиболее известных издателей и авторов агентства прессы вместе взятых».
.Однако такой успех вызывал неугасающий гнев духовенства. Комментируя неоспоримость факта, что его послание поддерживается больше, чем послание ортодоксального христианства, Пастор Рассел обращается к читателям в собственном издании:
«Божественное провидение и дальше благосклонно к представлению Евангелия в общественных газетах. Попытки противников Евангелия Царства, направленные на искажение наших учений и настраивание редакторов и издателей против наших учений сползли в никуда. Мы это оцениваем как факт, что Тот, кто с нами, сильнее того, кто против нас. Возможно, наступит день, когда истина будет опорочена и искажена, но этот день еще не наступил. На самом деле – во многих случаях – издатели, хотя они светские люди, оценивали это, пренебрегая несправедливыми мотивациями, которые исходили от некоторых пасторов из-за оппозиции, и дали место и преимущество нашему посланию».
Распространение на менее развитые страны
По мере расширения службы Пастора Рассела, рука Господа проявилась в успешном распространении послания в Америке и Европе, однако в значительной степени ею пользовались образованные классы. А как же с бесчисленными массами бедных и обиженных судьбой в других частях света? Должны ли были они иметь свой удел в реагировании на «высокий призыв»? Ответ должен был быть вскоре получен, когда началась работа над расширением территориальной сферы истины.
Однако Пастор определил четкую разницу между проповедью Евангелия концам земли с одной стороны, а с другой – задействованием в миссионерское дело с целью евангелизации мира. С раннего детства Пастор проявлял глубокий интерес к тому, чтобы попасть на небо. В возрасте почти семи лет он даже выразил своей маме желание стать миссионером. Но позже благодаря исследованию Слова он открыл, что предложение «высокого призвания» не было предназначено для каждого в настоящем веке, но только для группы, избранной из разных частей земного шара.
Эти избранные были приготавливаемы трудностями и испытаниями к их специальному месту в посредническом Царстве. Бог задумал использовать их как Своих министров образования для всего мира во время Века Тысячелетия. С этой точки зрения обязанность на тот момент стала ясна: речь не шла об обращении и поднятии язычества из грехопадения, но о поиске тех исключительных людей, которых Бог призывал к высшему служению в будущем веке.
Раннее появление библейской истины на территории Ближнего Востока имело место в 1897 г., когда баптистский миссионер попал на литературу Исследователей Библии в Китае. Когда он писал об этом открытии в письме к Пастору Расселу, он сказал, что прежде всего прочитал «Божественный План Веков» и был все больше удивлен полному толкованию Библии, которое он открывал.
Он также был очень взволнован, когда узнал о Божьем намерении, касающемся язычников – данных им прекрасных и совершенных обетований, ведущих к возможности получить вечную жизнь – это было бесконечно более прекрасно и полезно, чем он был в состоянии себе представить. В результате этого открытия он почувствовал обязанность стать по стороне истины и в 1898 г. он отказался как от баптистской церкви, так и от своей миссии.
Поскольку он был далек от завершения дела, то начал проповедовать послание своим коллегам по миссии. Он провел около 12 встреч с миссионерами в разных местах на Дальнем Востоке: проповедовал 1847 миссионерам в Китае, 385 – в Японии, 72 – в Корее, а также 20 – в Сиаме.
Буклеты Пастора Рассела были характерны контрастом по сравнению с взглядами ортодоксального христианства, а их целью было делиться благословениями истины и знанием о Царстве. Как ожидалось, огромное большинство тех, кто получил трактаты, отвергли содержащийся в них призыв, но несколькие оценили его. Один человек оставил свой ортодоксальный чин и начал новое служение в Северной Корее. В конце концов, автор письма заявил, что было роздано 90 томов Исследований Св. Писания и 38 брошюрок на тему Ада, Тени Скинии и т.п.
Деятельность в Индии началась в 1910 г., когда Божественное провидение, казалось, открыло путь истине. В тот год Пастор отправил индийца, получившего образование в Америке, обратно в его стороны, чтобы тот свидетельствовал там Евангелие в меньших масштабах. Этот молодой человек был сыном миссионера, которых работал в Индии, и он был отправлен в Штаты на учебу, подобно, как и его отец раньше. Однако в колледже он оказался под влиянием развивающейся школы «высшего критицизма», которая пошатнула его веру и привела к тому, что он оставил миссионерские намерения.
Не смотря на это, Небесный Отец милостиво дал ему возможность услышать послание истины, которую он с радостью принял и проявлял к ней много ревности и энтузиазма. Пастор заметил в нем, собственно, те качества, которые были нужны для начала деятельности в Индии, и поэтому назначил его на это служение. Оно было связано с ограниченной финансовой помощью. Через какое-то время Пастор получал регулярные отчеты о его достижениях, и все радовались, слыша, что благая весть о Царстве принимается. Это выглядело весьма значительно на фоне угнетающих преград, с которыми пришлось столкнуться в этой стране, которыми оказались бедность, примитивные условия, языческое почитание божеств и отсутствие образования.
До мая 1911 г. сообщалось о 16 собраниях, которые регулярно собирались в 50 местах в Траванкоре в Южной Индии. В воскресенье, на самых больших собраниях, участвовало свыше 800 братьев. До октября 1911 г. 24 местных учителя служили 32 собраниям. Однако после смерти Пастора Рассела произошли разделения, которые резко сократили это число.
Определенные возможности деятельности в пользу Истины дополнительно открылись в далеко расположенных частях света, включая Японию и Африку. Последние плоды этого дела будут описаны в дальнейших главах.
Мотивация «времен конца»
Одним из наиболее характерных аспектов деятельности Пастора Рассела был натиск, который он делал на библейские пророчества последних дней, а также его убеждение, что «времена конца» начались. Вторая часть подробно покажет некоторые детали его убеждений; здесь мы предлагаем только общее описание энтузиазма во время деятельности, которая появилась как результат его убеждения.
Наиболее значимой датой в этом пророческом плане был 1914 год. На протяжении около 40 лет своего служения, а особенно во втором томе его знаменитой серии Исследований Св. Писания под названием «Время Приблизилось», он выразил надежду, что кульминационный момент Божьей деятельности с человечеством будет достигнут, собственно, в этом году. Это конечно было привлекательным как для членов движения, так и для значительной части людей со стороны, которые следили за этим с большим интересом.
Ожидалось двух особенных событий в 1914 г.: во-первых, окончания «времен язычников» (Бог временно передал власть языческим народам земли, начиная с завоевания Навуходоносором Еврейского Царства в 607 г. до н.э.); а также, во-вторых, укомплектования Церкви и инаугурации давно обещанного Тысячелетнего Царства. Если эти подсчеты должны были оказаться верными, то Пастор осознавал то, что осталось немного времени на проповедь Евангелия.
Предстояло сделать еще много работы, чтобы привлечь тех, кто хотел бы идти следами Иисуса и возвестить радостную весть Царства Христа, которая вскоре должна была принести тысячелетние благословения бесчисленным миллионам на земле.
Хотя последнее ожидание не исполнилось, однако вызвало интенсивное пятилетнее проповедование Евангелия по всему миру, начиная с 1909 г., что было чрезвычайным во всех отношениях: «распространители» и другие добровольцы ревностно посвящали свое время и прилагали много усилий в проповедовании. Миллионы копий новой серии трактатов под названиями: «Народная Кафедра», «Газета для Всех» и «Ежемесячник Исследователей Библии» распространялись вместе с обычными трактатами и книгами. Ежемесячно новое послание показывало поражающее заблуждение ортодоксального христианства и противопоставляло его учениям Библии. Также в 1911 г. началась деятельность «расширения собраний», направленная особенно к общественности; в этом году было произнесено свыше 12 000 публичных и полу-публичных лекций, главным образом посредством специальной группы из 58 квалифицированных проповедников.
Оживление еврейских надежд
Среди разных пророческих исполнений, которых ожидал Пастор Рассел в открывающихся «временах конца», было возвращение Божественной благодати к евреям. Основывая это убеждение на множестве ветхозаветных пророчеств, особенно в книгах Исаии, Иеремии, Иезекииля и малых пророков, он предвидел возвращение многих евреев в Святую Землю из всех стран, где они были рассеяны. Поэтому он везде склонял евреев, чтобы они рассуждали над писаниями своих собственных пророков и сосредоточили надежду на возвращении в землю Израиля.
Этот взгляд еще раз отличил его среди масс христианства, которые в случае большинства церквей признавали за собой унаследование всех обетований, данных плотскому Израилю. Пастор активно восстал против их взглядов на тему Израиля, которые позже были известны как «теологией возвращения». Его позиция касательно евреев была на самом деле исключительна: вполне оценивая учение, что окончательное спасение как евреев, так и язычников зависит от их принятия Мессии и Его дела искупления, Пастор не искал обращенных среди еврейской общественности. Вместо этого он советовал им, чтобы они верили в Божественные обетования о повторном собрании их в народ, а в конце концов в то, что верные Богу из них получат привилегию сыграть главную роль во время Тысячелетнего Царства, что они будут светом и проводником для язычников.
Пастор часто признавал, что многие преследования, которые пришлось пережить евреям на протяжении веков, были приготовлены обманутыми христианами, и это было причиной его беспокойства. Помимо того, он чувствовал, что Бог обратит все эти трудные испытания во благо, чтобы они принесли благословения их народу. Не давая им удовлетворения, эти испытания развивали в евреях глубокое стремление к возвращению в их отчизну, – в Израиль, в землю обетованную, – где Бог сможет использовать их в исключительный способ для несения помощи другим. Пастор склонял их, чтобы они, приготовляясь к этой роли, развивали любовь к справедливости и благородство сердца так, как это выражено в учениях Мессии и древних пророков.
Эти благосклонные взгляды и послание утешения, приходящие от знаменитого христианского пастора, удивили еврейскую общественность, но были оценены. Благодаря этим взглядам он получил титул «христианского сиониста» и был приглашен произнести речь перед огромной еврейской общественностью в стране и заграницей. Одна из самых больших таких встреч состоялась в 1910 г. в Нью-Йорке, где 4000 человек услышали его речь на тему «Сионизм в пророчестве» на Ипподроме – самой большой аудитории города на то время. Подобные массовые встречи, направленные к еврейским слушателям, состоялись и в Чикаго, Филадельфии, Ст. Льюис, Канзас Сити и Цинциннати. Следующие происходили в еврейских центрах в Великобритании и на континенте; наибольшая из них состоялась в Лондонском Роял Альберт Холл, где собралось 4600 евреев.
Интересный фрагмент из еврейской газеты в Нью-Йорк Сити за 1910 г. показывает, насколько высоким признанием наделили Пастора еврейские лидеры того времени. Перед самой встречей на Ипподроме специальное издание этой газеты продавалось в церквях и содержало фрагменты доброжелательных взглядов Пастора в отношении к еврейским надеждам, а также два трогательных портрета. Первый показывал старого еврея, плачущего на кладбище, представляющего Израиль в его скорбном и разочарованном состоянии, практически без каких-либо надежд. Второй рисунок показывал этого самого еврея, восторженно поднимающего свой взор на Пастора Рассела, появляющегося со своим Ветхим Заветом в руках, указывающего на пророчества, говорящие о возвращении благодати для Израиля во «время конца». На обороте можно было увидеть Новый Иерусалим, восстающий из пепла, освещенный теплыми лучами солнца. Это подтверждает, что послание Пастора дошло до евреев, и было широко ими признано и оценено.
Фото-драма Cотворения
Высокий уровень интенсивной деятельности свидетельствования под конец деятельности Пастора Рассела был достигнут в 1914 г. благодаря «Фото-драме Сотворения». Этот исключительный озвученный продукт показывал Божественный План Веков от создания земли до ее усовершенствования во время тысячелетнего царствования Христа. Состоял он из 96 связанных тем, профессионально написанных Пастором, описывающих деятельность Бога с патриархами, мировые империи, Израиль, раннюю церковь, отступную церковь, реформацию и пророчества о конце века, все было основано на библейской перспективе. Для завершения этого понадобилось целых два года и $ 300 000 расходов – небольшое состояние на то время. Сотни цветных слайдов были синхронизированы с фонографической записью голоса и музыки, а программе предшествовал короткий озвученный фильм – эти был первый в истории показ такого типа.
Основной голос записи, комментирующий Библейские сцены и пророчества, не принадлежал Пастору. Его голос оказывал впечатление во время проповедей и лекций, но в нем не хватало резонанса, необходимого для такого типа продукции. Был нанят профессиональный учитель дикции, выдающийся на то время лектор-профессионал, Гарри Гамфри (Harry Humphrey). Его трогательный и набожный голос предал презентации возвышенный тон, оказывая чрезвычайное впечатление на публику.
Было предпринято много усилий для того, чтобы собрать материалы и приготовить «Фото-драму». Нужно было сделать сотни слайдов, иллюстрирующих историю мира – прошлое, настоящее и будущее – согласно тому, как показывает это Библия. Формирование серии требовало использования существующих достижений искусства, а также создания сотен дополнительных картинок и эскизов. Для этого были использованы способности нескольких десятков художников; работа проходила в Париже, Лондоне, Нью-Йорке и Филадельфии. В 1914-1916 гг., когда показы шли полным ходом, до 20 художников были постоянно заняты заменой и подкрашиванием стеклянных слайдов, поврежденных в процессе интенсивного использования.
Пастор Рассел сделал несколько интересных замечаний в связи с этим:
Бог милостиво закрыл наши глаза в отношении того труда, который был связан с «Фото-драмой». Если бы мы вначале осознавали, сколько времени, денег и терпения будет нужно, то никогда бы не приступили к этому делу. Но раньше мы не знали также о большом успехе «Фото-драмы», поскольку благодаря ей почти 8 миллионов человек в США и Канаде услышали славное послание Божьего Слова (ценное послание, которого они никогда не забудут), а также, что следующие сотни тысяч в других странах слышат «чудесное слово жизни» на своем языке.
«Фото-драма» принесла исключительную помощь определенной группе людей, чья вера почти умерла, и которые начинали сомневаться в Библии и во всем, что было связано с будущим. Некоторые из них написали нам прекрасные и страстные письма, выражая признание и благодарность Богу.
«Фото-драма» показывалась в домах, церквях, опереттах, а больше всего в театрах и других аудиториях по всему миру. Поскольку презентация продолжалась 8 часов, то ее делили на 4 части по 2 часа. Обычно она показывалась 4 дня подряд. Имея 20 комплектов Фото-драмы, сеансы одной части могли быть организованы в 80 разных местах одновременно. Это создало логичную проблему – требовало усердного планирования, размещения аппаратуры и персонала, а также координации транспортных услуг. Число присутствовавших на сеансах было от 4 000 до более 100. Реакция была ошеломляющей. В общем, презентация обошла США, Канаду, Британскую Вест Индию, Великобританию, Германию, Швейцарию, Финляндию, Швецию, Данию, Австралию и Новую Зеландию. Свыше 10 миллионов человек посмотрели ее без платы за вход или денежных сборов. Общество получило много восторженных благодарностей, а ее послание затронуло многих. В одном месте, где показывали «Фото-драму», местная газета написала, что на протяжении следующей недели полиция зафиксировала на половину меньшее количество преступлений, чем обычно. Можно сказать, что «Фото-драма» однозначно считалась кульминационным моментом в деятельности Пастора Рассела, и – по словам одного из восторженных зрителей – была «самым чудесным делом Жатвы».
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
В конце своего служения Пастор стал важной личностью в глазах общественного мнения и имел огромное влияние на религиозную сцену, в чем не многие могли с ним сравниться. Любая попытка описать его достижения и оценка их размеров требует использования наивысшей оценки и числовых данных, которые поражают ум. Дальнейшее подведение итогов является примером тому:
Как автор он издал шесть несравненных книг на тему Библии, общий тираж которых при его жизни составил 10 миллионов экземпляров. Он опубликовал более 200 трактатов, некоторые из которых достигали тираж свыше 50 миллионов копий. Прежде чем он умер, плоды его пера были опубликованы на 40 языках. Его проповеди, регулярно появляющиеся каждую неделю на протяжении 13 лет, в одно время публиковались одновременно в более чем 2000 газет, общий тираж которых составлял 15 миллионов экземпляров. Его сценарий «Фото-драмы Сотворения» был показан в сотнях городов, во многих странах, для более 15 миллионов человек.
На протяжении более 22 лет он руководил Бюро Проповедей, которое на протяжении многих лет задействовало более 300 проповедников. 30 лет он руководил пасторской деятельностью, которая временами обслуживалась 1000 распространителей. 25 лет он руководил движением трактатов, в которых иногда принимали участие почти 10 000 человек. Он был духовным лидером (и избранным Пастором) в более 1500 церквях; а в главном офисе своей деятельности он ежедневно руководил как глава семьи своими сотрудниками, которых на протяжении многих лет насчитывалось 175, и которые жили как одна семья.
Другой источник выразительно обращает внимание на поддержку, которую оказывал Пастор всемирной проповеди истины:
Брат Рассел путешествовал с проповедями по сотням городов СШИ и Канады, многократно посещал Европу (12 раз между 1891 и 1914 гг.), произносил речи в Панаме, на Ямайке и Кубе, а также в главных городах Востока. Десятки тысяч услышали его трогательные лекции и наблюдали, как он публично отвечал на библейские вопросы, как от своих друзей, так и от оппонентов. Он вызвал большой интерес, и тысячи газет в Америке, Европе, Южной Африке и Австралии регулярно публиковали его проповеди.
Осмысливая широкий территориальных охват газет, Пастор сам подытожил это следующими словами:
«Того, до скольких миллионов читателей это доходит через газеты – мы не знаем, не знаем также, сколькие читают и на кого из них это оказывает влияние. Но мы знаем, что весь мир пробуждается, и что истины, которые мы представляем, завоевывают сторонников и везде оказывают на них влияние. Мы уверены, что имя Господа славится таким образом, и что многие Его посвященные созревают для Царства».
Источник: Pastor C.T. Russell Messenger of Millennial Hope — by Charles F.Redeker – стр. 9-45.
Читать также:
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: