Апология 5

Был ли Пастор Рассел обманщиком и лжепророком?

Распространены  обвинения  подобного рода против Пастора Рассела, и никто, включая священника Уолтера Мартина и священника Нормана Кланна, не извиняется за заявления:

“(Есть) серьезные документальные свидетельства, (которые) определенно показывают без тени малейшего сомнения злой характер (Чарльза Тейз Рассела) одного из величайших религиозных шарлатанов и обманщиков, которые когда-либо представляли себя служителями евангелия“.

Однако, после анализа этих якобы “серьезных документальных свидетельств“ оказывается, что это в принципе предубежденные взгляды одной газеты, BrooklynEagle, а также злобные нападки со стороны главнейшего оппонента Пастора, священника Д.Д. Росса из Гамильтона, Онтарио. Нападки  BrooklynEagleна Пастора Рассела полностью противоречили  всесторонней  поддержке его личности со стороны  сотен других газет (и их читателейпо всей стране, что подтверждают еженедельно публиковавшиеся  в газете проповеди Рассела, отчеты о его дебатах и кругосветных поездках, а также желание  во многих  регионах распространять его специальные  проповеди и трактаты  как дополнения к воскресным изданиям. Священник Д. Д. Росс на самом деле был инициатором многих фантастических очерняющих обвинений, из которых ни одно не подтвердило своей подлинности, как мы уже об этом писали.

Следовательно, было бы преувеличением думать, что претензии подобного калибра выдвинуты ответственными людьми, в особенности представителями духовенства, дела и слова которых не достойны их призвания. Печально то, что это обязательно приводит нас к подозрениям скрытых мотивов и всеобщему заговору со стороны тех, кто продолжает бесчестить выдающегося посланника Бога и делает все, что в их силе, чтобы обесценить его служение.

Освежая контраст между искаженной оценкой характера Пастора Рассела Мартином и Кланном,  которые представляли его «злым», а его роль как роль исключительного «религиозного шарлатана и обманщика», историк М. Джеймс Пентон  дает абсолютно противоположную оценку. ОнпредставляетПастора:

«Вообще-то честным, даже несмотря… на ошибки. На самом деле его личная жизнь была свободна от недостатков. Кроме того, если брать в общем, он был веселым воспитанным человеком, который всецело посвятил себя тому делу, которым он был занят…  Иногда он был прямолинейным даже до наивности… Несмотря на (некоторые) реальные недочеты, его можно сравнить с (многими другими выдающимися) американскими религиозными лидерами XIX и начала XX века (которые основали новые церкви и деноминации)…  характер Рассела можно оценить скорее позитивно».

Переходя теперь к более сильным попыткам критики в сторону Пастора, заметим, что многие клеветники определили его термином «лжепророк». Это предположение они основывали на заинтересованности Пастора Рассела библейскими  пророчествами и на определении им точной даты действительного освобождения Церкви и утверждения давно обещанного Богом Царства на земле.

 Он предвидел за каких-то двадцать пять лет кульминационный пункт событий, которые должны были иметь место в 1914 г., и, без сомнения, неисполнение этого вызвало большое разочарование. Но является ли это причиной для определения его как лжепророка? Джош МакДауэл, популярный защитник ортодоксального христианства, конечно, именно так полагает:

«Пророчества Рассела и WatchTower, касающиеся 1914 г., полностью разочаровали, поскольку Божье Царство не было установлено на земле… WatchTower…  виновно в ложных пророчествах, антибиблейской теологии и неверном изложении истины».

Это обвинение очень беспокоит, поскольку несправедливо направлено таким образом только на Пастора и ловко пропускает целый ряд других Божиих проповедников прошлого, которые также пытались предвидеть события времен конца и потерпели крах в своих искренних усилиях.

Историк Лерой Фрум показывает, что вначале XIXв. возобновилась заинтересованность к библейским пророчествам о конце света, которая распространялась целым рядом церковных деноминаций, как в стране [США], так и за границей. Многие проповедники делились результатами исследований и начали предвидеть даты исполнения конкретных хронологических пророчеств и начала Тысячелетия, а также возвращения Христа. Такие люди, как Аарон Кинн, представитель конгрегационального духовенства, Джон Г. Шмукер, евангелический лютеранский пастор, Александр Кампбелл, основатель Церкви Учеников, а также А.Л. Крандалл, представитель духовенства из Нью-Йорка. Несмотря на это, все они считались учеными церкви, и их разнообразный вклад был одобрен.

В настоящее время можно также привести другие примеры определения пророческой даты конца света, закончившиеся разочарованием, которые можно было бы также процитировать. Холл Линсдей, автор TheLateGreatPlanetEarth(Последняя Великая Планета Земля) и других пророческих бестселлеров, а также Колин Г. Диэл, автор WillChristReturnby 1988? (Вернется ли Христос в 1988?),— оба предвидели, что второе пришествие начнется в 1988 (хотя по другим причинам); а Гарольд Кемпинг, директор сети Семейного Радио, определил это событие на 1994 год. Помимо того, что их предположения не сбылись, они не получили всеобщего осуждения как лжепророки, и если брать в общем, то они и впредь пользуются большим уважением.

Относительно 1914 года, действительно, Пастор ожидал двух событий – окончания пророчества «Времен Язычников» и прославления Церкви. Исследователи Библии убеждены, что начало небывалой мировой войны в том году подтвердило первую часть этих ожиданий, а также, что аренда власти язычниками, то есть Божественное позволение  язычникам править миром, собственно тогда и завершилась.

Многие  светские ученые подобным образом определяли 1914 год как исключительный в истории человечества:

• TheScientificMonthly (Научный Ежемесячник, июль 1951) назвал этот год как «переломный момент» того времени;

• Барбара Тачман (в  TheGunsofAugust – Августовские Пушки): «одной из величайших конвульсий истории»;

• StLouisPostDispatch(20 января 1980): началом «страшной, а может, даже смертельной болезни»;

 Роуз (в OxfordHistorianandBiographer): «концом одной эры и началом другой»;

• Эдмонд Тейлор (в TheFallofDynasties) – Падением Династии;

• Арнольда Тойнби: началом «времени скорби девятнадцатого века»… из которого наша цивилизация, по крайней мере, сейчас, не вышла.

Нужно воздать должное Пастору Расселу за предвидение этого года на основании его исследования пророчеств Библии как конца старого порядка вещей и начала родовых схваток, которые приведут к новому миру. С тех пор языческие народы выбрасываются и полностью падут в битве Армагеддон. Как уже шире упоминалось об этом раньше, человеческая крайность в этот период испытаний приведет к открытой Божьей интервенции и полному установлению Его давно обещанного Царства.

Относительно второй части его ожиданий касательно 1914 года, Пастор сам признал эту ошибку. В 1916 г., в том же месяце, в котором умер, он поместил следующий комментарий в Предисловии к Исследованиям Священного Писания:

«Дело Жатвы в значительной степени пошло вперед, и продолжает поступать – хотя когда-то мы предполагали, что дело Жатвы полностью закончится вместе с окончанием Времен Язычников. Это было только предположение, которое оказалось не обоснованным, поскольку сжатие серпом Истины и сбор достигших зерен продолжается с октября 1914 г. как никогда раньше.

Имея дело с вопросами, столь трудными, что они редко затрагиваются другими, не следует удивляться, если некоторые предположения… не исполнились с абсолютной точностью, вплоть до буквы … Господь использовал ее (нашу ошибку) для благословения Своего народа. Мысль, что вся Церковь будет собрана к славе до октября 1914 года, определенно имела чрезвычайно стимулирующее и освящающее влияние на тысячи, которые за это могут прославлять Господа — даже за ошибку. Действительно, многиемогут высказать свою благодарность Господу, что завершение надежд Церкви не наступило в ожидаемое время, и что мы, как Господний народ, имеем дальнейшие возможности совершенствовать святость и быть участниками с нашим Учителем в дальнейшем представлении Его Послания для Его народа».

Очевидно  то, что Пастор Рассел с удовольствием позволил, чтобы этот вопрос был в руках Господа. Он подверг это своему наилучшему рассуждению и ошибся в вопросе своих ожиданий относительно пророческого исполнения в 1914 г. Помимо того, он мог увидеть благо, которое возникло из этого, и поэтому мог радоваться Господнему провидению, которое использовало его ошибку.

Мы считаем, что такая разумная реакция и проявление духа смирения в отношении к Божьей воле заслуживают набольшего уважения, и, как нам кажется, показывают неуместное использование этого инцидента как основания для осуждения Пастора как лжепророка.

источник: Pastor C.T. Russell Messenger of Millennial Hope — by Charles F.Redeker – стр. 227-231. 

Тот, кто читал книги, написанные Пастором Расселом, должен объективно ответить: Нет. Ниже в качестве доказательства представляем фрагменты некоторых трудов:

«Время Приблизилось», стр. IIПредисловие за 1916 гсмотри >>

«Этот том не претендует на безошибочность или на прямое вдохновение от Бога при толковании Его Слова. Наоборот, он как раз заявляет, что Библия является Божественным Откровением. Его цель — сопоставить свидетельства Библии и предложить мысли по поводу их значения.

Имея дело с вопросами настолько трудными, что они редко затрагиваются другими, не следует удивляться, если некоторые предположения этого тома не исполнились с абсолютной точностью, вплоть до буквы.

Но автор, издатели и тысячи читателей этого тома не стыдятся представленных в нем объяснений, продолжая предлагать его всем заинтересованным в исследовании Библии как интереснейшее и полезнейшее пособие для постижения Господнего Слова».

«Сторожевая Башня», 1 мая 1914 г., 134 стр.

«Большой кризис, большое столкновение, символически представленное  в огне, который поглотит церковные небеса и общественную землю, уже очень близко. Но когда мы говорили об этом, мы сказали почти все, о чем говорить безопасно и правильно для нас. Мы никогда не утверждали, что действуем под вдохновением или имеем пророческие видения. Все, что мы когда-нибудь утверждали, это что «прекрасные вещи видим в Библии», а также что самое дорогое для нас – это любовь Небесного Отца и нашего Небесного Господа Иисуса, и что время установления Царства уже очень близко».

Конвенционная Лекция («Отчет с Конвенции»), 125 стр.

«Следующее: Кажется, некоторые братья находят о брате Расселе в Библии столько же, сколько и о Господе Иисусе, а я думаю, что это большая ошибка. Я не вижу там такого. Некоторые из них говорят, что я слеп в этом отношении, что они видят лучше, чем я в состоянии увидеть. Возможно ,они видят, я не знаю, но считаю, дорогие друзья, что существует опасность в этом аспекте, и я хотел бы всех вас предостеречь.

Я думаю, что есть воля Господа на то, чтобы мы признавали каждую надежду, которую дает Бог, но мы не должны так признавать это орудие, чтобы оно конкурировало каким-либо образом с Господом или с его божественными распоряжениями. Это Он является источником благословений, только Его нужно прославлять. Я думаю, что такие чувства правильны в данном вопросе. Я верю, что все вы согласитесь с этим. Кроме того, я думаю, что существует опасность, что некоторые дорогие друзья будут проповедовать брата Рассела.

Брат Рассел хочет от вас, чтобы вы этого не делали. Он считает, что это не было бы во славу Божью. Поэтому позвольте, дорогие друзья, я повторюсь еще раз, что, по-моему, у нас есть так много Божьего Евангелия, так много из Его плана для исследования, так много возможности возвещать Его славу, что мы должны отдать этому все наше время. Поэтому я советую вам, чтобы вы уделяли мало внимания на что-либо кроме этого.

Итак, дорогие друзья, если наш Небесный Отец и наш Небесный Господь использовали брата Рассела в какой-то мере, то он очень доволен и очень благодарен за то, что был использован. А если Господь захочет использовать его и дальше, то он с радостью хочет быть использованным до последнего вздоха, но не хочет никакой чести, никакого чрезмерного превознесения, и не хочет никакой похвалы.

Он очень доволен тем, что имеет любовь всех, кто является братьями Господа. И тем, что признается сослужителем вместе со всеми другими, заботясь о том, чтобы пришли все те славные вещи, которые обещал Бог, а также заботясь о том, чтобы возвещать благую весть о великой радости стольким, скольких наш Господь, наш Бог, призовет» ­– 1910 г.

«Сторожевая Башня», 1 января 1906 г., 20 стр. – «Проповедуйте не себя, а Христа».

Мы не доказываем ничего ничем другим, как только Его Словом. Мы не создаем никаких законов, не формируем вероучений, не лишаем никакой овцы полноты свободы во Христе, а в каждом вопросе только цитируем Слово Господа, данное апостолами и пророками. Мыничемнехвалимсяничегонеприписываемсебе.

Мы с удовольствием служим Господу и Его стаду наилучшим образом, как только можем – не требуя никаких десятин или почестей от людей, никакого признания нашей власти, ни награды; надеясь лишь на милость Господа и тех, которые являются Его детьми и имеют Его дух.

Мы не только далеки от создания или даже стремления к созданию новой секты, но игнорируем все сектантские системы и власть, на которую они претендуют.

Мы признаем только «одного Господа, одну Веру и одно Крещение» из Священного Писания, и поддерживаем братское общение с каждым морально добропорядочным, исповедующим веру в «искупительную кровь Христа». А в особенности с теми из этого класса, которые признают полное посвящение себя Господней воле и служению – независимо от того, находятся ли они в какой-нибудь секте, или вообще вне их – 1906 г.

«Сторожевая Башня», июнь 1893 г., 168 стр.

«Мы также не должны основываться на РАССВЕТЕ или СТОРОЖЕВОЙ БАШНЕ как на безошибочных учителях. Если было правильным, чтобы первые христиане доказывали то, что получили от апостолов, которые были вдохновлены и доказывали это, то насколько более важно, чтобы вы вполне убедились в том, что эти учения остаются точно в русле аспектов учения, которое представляли они сами или наш Господь; потому что их автор не приписывает себе вдохновения, но только руководство Господа, как тот, кто используется Им для кормления Его стада. Я верю, дорогой брат, что по мере того, как ты будешь исследовать эти публикации, тебе покажется относящимся к  их автору то, что апостол Павел сказал о себе: “Ибо мы не себя проповедуем, но Христа Иисуса – Божию силу и Божию премудрость”.

С успешными результатами или нет, другие, а особенно Господь, должны сделать вывод, но я всегда пытаюсь держаться Слова Жизни (Фил. 2:16). Да, это правда, что я держу его в своих руках, но никогда не держу как мое Слово. Поэтому ни в каком смысле этого слова я не занял, как папа, место Христа пред Его Церковью.

«По сути, я уже много раз замечал, что учения тех, кто создает свои собственные тезисы, лишенные библейских доказательств, и провозглашает их во имя Христа под надуманным вдохновением или как особое откровение или мудрость, которую они восхваляют (что является настоящим духом папства), принимаются многими.

Я уверен, что РАССВЕТ и СТОРОЖЕВАЯ БАШНЯ имели бы намного больше друзей и сторонников, если бы избрали такой (папский) метод – потому что все обстоит так, как когда-то кто-то сказал:

«Люди любят быть обманутыми».

Но у меня нет смелости так поступать; я должен быть верен Господу, возвещать Его Слово, а заботу о результатах такого поведения возложить на Него.

Личное письмо, написанное Пастором Расселом в 1893 г.

«Божественный План Веков», стр. 15 смотри >>

«Если для изучения какой-нибудь науки требуется тщательный и серьезный подход, то тем более это необходимо для усвоения науки Божественного откровения. Что касается данной публикации, то такой подход необходим вдвойне. Она является не только простым толкованием божественно раскрытых истин, но и, кроме того, рассматривает предмет с такой точки зрения, какая до сего времени, насколько нам известно, никем не была затронута.

Мы не стыдимся того, что представляем на рассмотрение многие вопросы, которыми христиане обычно пренебрегают, т.е. пришествие нашего Господа, пророчества и символы Ветхого и Нового Заветов. Нельзя излагать или принимать какую-либо теологическую систему, которая упускает или замалчивает наиболее знаменательные учения Священного Писания.

Мы все же верим, что читатель увидит огромную разницу между серьезным, почтительным и трезвым – в свете свершившихся исторических фактов – изучением пророчеств и иных частей Писания с целью прийти к заключениям, не противоречащим освященному здравому смыслу, и слишком распространенной практикой общих предположений, которые, будучи примененными к божественному пророчеству, располагают к тому, чтобы дать свободу бессмысленным теориям и неопределенным фантазиям.

Поддающиеся такой опасной привычке обычно становятся пророками (?), а не исследователями пророчеств».

Если вы обнаружили ошибку на странице, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: