Апология 13

Критики зачастую используют слово «культ», описывая религиозную группу, созданную Пастором Расселом.

  Описывая религиозную группу, созданную Пастором Расселом, критики зачастую используют слово «культ». Уолтэр Мартин и Кленн являются типичным тому примером в своих описаниях:

  «Чарльз Тейз Рассел основал, укрепил, распространил этот культ, отдал ему всю свою жизнь. Взглядами Рассела пронизаны все основы этого вероучения».

  Слово «культ» целенаправленно использовано из-за того, что Пастора Рассела и Исследователей Библии связывали с негативными ассоциациями, связанными с этим термином:

  • Присутствие влиятельного, харизматичного лидера, требующего абсолютного послушания со стороны сплоченной группы последователей, что зачастую сопровождается иллюзией воображения себя «мессией».
  • Создание отличающейся группы, которая потеряла связь с обществом и в которой ценность убеждений и обычаев является определяющей, зачастую явно неправильной, вредной, и даже странной.
  • Использование подлых методов, таких, как обман, промывка мозгов, лишение сна, навязанные браков и пожертвование имущества, чтобы контролировать каждый аспект жизни ее членов.
  • Требование, чтобы каждый член группы разорвал все предыдущие родственные связи и контакты с друзьями.

  К этому списку можем добавить кое-что из нашего времени, не забывая о последних трагических событиях, связанных с различными культами судного дня – самоубийства секты «Небесные Врата» в Сан Диего, в Калифорнии (1997), обман «Ветви Давида» в г. Уэйко, в Техасе (1993) и смерть более девяти сотен последователей Джима Джонса (среди которых было много детей) в Джонстаун, в Гайане (1978).

  Такие негативные факты, которые в общественном сознании постоянно ассоциируются с культами, заслуженно отбили желание у большинства мыслящих людей связываться с ними. Но главным вопросом, который следовало бы здесь задать, правильно ли использовать этот термин в отношении Исследователей Библии. Или может быть это всего лишь часть общего заговора ортодоксального духовенства, как было ранее сказано, чтобы в таком свете представить созданную позже религиозную группу только из-за того, что она учит другим учениях, нежели их собственные? Давайте посмотрим.

  Размышляя над этим вопросом, мы используем те же критерии оценки культа, которые были упомянуты выше, и попытаемся применить каждый из этих пунктов к Пастору Расселу и Исследователям Библии, чтобы оценить, подходят ли они друг другу:

  • Безусловно, Пастор Рассел может быть охарактеризован как динамичная и харизматическая личность, притягивавшая внимание других, что давало ему возможность быть естественным лидером. Но, как уже упоминалось ранее, Пастор во всех своих действиях отличался смирением, вежливостью, теплотой и искренностью. Его настоящая любовь и забота о братьях была оценена и делала его близким сердцу. Его лидерство было признано всеми как кроткое и добродетельное, а не диктаторское или властное. Честь и величие должны были воздаваться исключительно Богу и Христу; он всегда укорял за любую честь в отношении его самого. Вместо получения финансовой пользы, он использовал все свои большие сбережения, чтобы вести дело «для Господа, Истины и братьев». Все это не соответствует описанию образа личности, которую можно было бы считать учителем культа, стремящимся контролировать и манипулировать другими.
  • Группы по исследованию Библии, основанные Пастором Расселом в США и по всему миру, вплоть до сегодняшнего дня, отличаются своим энтузиазмом в служении Богу и проповеди Евангелия приближающегося Царства. Тогда как их главными духовными целями являются возрастание в благодати и познании, они также заботятся о своем окружении и пытаются быть полезными, насколько возможно, своим соседям. Если говорить о распространении послания Библии, о Пасторе Расселе говорится, что он делал это с «доброжелательностью в отношении ко всем и без злости к кому-либо». Недавно в подобном тоне радио «Фрэнк и Эрнест» проповедовало благую весть «в духе терпимости и доброжелательности ко всем». Превозношение над другими, дистанционирование и пренебрежение интересами других попросту не находит места в их убеждениях.

Исследователи Библии также пытаются быть добрыми гражданами, охотно придерживающимися законов страны и проявляя надлежащее уважение к тем, кто избран исполнять определенные функции. Они живут в согласии с учениями Апостола Павла из 13 главы Послания к Римлянам, которая вспоминает христианскую обязанность послушания гражданским властям, понимая, что они установлены либо допущены Богом. Они также занимают различные положения в бизнесе, обслуживании и уважаемых профессиях; они женятся и содержат свои семьи, поступая согласно собственным убеждениям в данных вопросах, как об этом учит Божье Слово. Во всех таких действиях мы не видим причин ассоциировать их с многочисленными сторонниками различных культов, которые, прежде всего, заинтересованы только узкими интересами своей группы, даже, если это может нанести вред окружающим.

  • Если говорить об использовании обмана, принуждения отдавать имущество, промывки мозгов или других методов получения полного контроля над членами культа, эти техники абсолютно чужды деятельности и мышлению Исследователей Библии. Только Библия считается проводником и призывается следовать ее вдохновенному совету во всех делах жизни и благочестия. Священное Писание говорит о Боге, который говорит: «Придите – и рассудим» (Ис. 1:18), а Апостол Павел советует верующему: «Все испытывайте, хорошего держитесь» (1Фес. 5:21).

Призыв «рассудиться» и использовать собственные умственные способности абсолютно противоречит ограничению и контролю ума. Встречи Исследователей Библии построены на демократических принципах и не нацелены оказывать противоположное влияние или принуждать к каким-то взглядам кого-либо. Ведущий исследований поощряет присутствующих к участию, а отличающиеся мысли обсуждаются. Посещая такую группу во время исследования, вскоре окажется, что нет никакого влиятельного лидера во главе, и что все собираются вместе только для прославления Бога и возрастания в познании Библии.

Важно также то, что сам Пастор Рассел утвердил порядок этих собраний и уважительный способ их проведения. В 1904 г. он написал: «Должны иметь месть частые, регулярные встречи, во время которых каждый имел бы в меру полную возможность представить то, во что верит и что является другим взглядом на истину в отношении того, что в общем признается и принимается собранием». Насколько это отличается от стиля лидеров культа – и даже от способа действий многих уважаемых сегодня церквей!

Опять-таки, мы не видим во всем этом стиля культа или жалких методов, цель которых поймать человека в ловушку и контролировать его. Вполне очевидно, что встречи Исследователей Библии характеризуются теплотой духовного общения и демократичной, открытой дискуссией на библейские темы, к которой все приглашены. Нет никаких требований для участия или ограничений для ухода. Финансовые поступления исключительно добровольные и нет никаких специальных сборов. Важным является лишь заинтересованность Библией и желание участвовать в спокойных рассуждениях над библейскими вопросами.

  • Последний пункт в списке, характеризующий культ, касается обязательного разрыва всех предыдущих родственных связей и дружбы. Безусловно, этого нет среди Исследователей Библии, которые во всех отношениях уважают родственные связи и остаются близкими друзьями также для тех, которые находятся вне их общества. Такие контакты дают возможность делиться своими мыслями и являются нормальной частью их жизни.

Исходя из таких размышлений, становится очевидным, насколько несправедливо применение к Исследователям Библии определения «культ» в его типичном значении. Однако в ортодоксальных теологических кругах существует более специфическое использование этого слова, которое применяется к религиозным группам, которые отличаются от утвержденных конфессиональных понятий о библейском христианстве. Уолтэр Мартин, ведущий ортодоксальный проповедник против культов, предлагает следующее определение:

«Итак, культ – это группа людей, собранная вокруг чьего-то толкования Библии, значительно отличающаяся от ортодоксального христианства, что связано с основными христианскими вероучениями, особенно с тем, что Бог стал человеком в Иисусе Христе».

Опять-таки, попытка использовать этот метод применения определения «культ» и научного языка, нацелена на то, чтобы отвлечь честных искателей Истины от исследования убеждений неортодоксальных групп. Но не имеет значения, насколько ловко все это сформулировано, такое определение отражает предубеждение и узкий взгляд представителя данной теории. Любое сомнение в «главных учениях» «ортодоксального христианства» неприемлемо – поскольку приниматься должны исключительно их собственные взгляды. В этом смысле убеждения об инкарнации и святой троице особенно неприкасаемые.

Если мы немножко вернемся и без предубеждения взглянем на то, что является религиозным культом, становиться очевидным, насколько диктаторским, критическим и нерассудительным является такой взгляд. В наше время просвещения, а особенно в такой стране, как Соединенные Штаты, которые были созданы на принципах религиозной свободы и свободы мысли, такое нарушение прав других и очернение как членов «культа» тех, кто отличается толкованием Библии, кажется абсолютно неуместным. Очевидно, что признание правоты Исследователей Библии слишком болезненное для таких сильно анти-Расселовских проповедников. Хотя Исследователи Библии не являются частью больших протестантских церквей, они являются истинной Христовой группой верующих в каждом истинном значении этого слова.

Интересно то, что Библия говорит о четкой параллели данной ситуации и ранних лет христианской церкви. Тогда последователей Иисуса, как правило, называли «сектой Назареев», и написано, что «об этом учении везде спорят» (Деян. 24:5 (WBTC); 28:22). Слово «секта» происходит от греческого hairesis, которое обычно означает «партию, школу либо секту», но считается, что оно начало быстро приобретать обвинительное значение и так его использовали в отношении христиан. Поэтому, как тогда, так и сейчас, ортодоксальное религиозное общество быстро осуждало и вешало ярлыки любой группе, которая не была согласна с его взглядами.

Подводя итог, скажем, что кажется очевидным, что Исследователей Библии, вместо того, чтобы определять их как «культ», нужно видеть такими, какими они являются на самом деле – они имеют независимую группу ревностных христиан, проповедующих Слова жизни. Их характерная черта – делиться Истиной, которая зажгла их сердца. Их послание – это благая весть о наступающем Божьем Царстве – уверенность в том, что «вечером водворяется плач, а на утро радость» (Пс. 29:6).

источник: Пастор Ч.Т. Рассел – Посланник Тысячелетней Надежды, Charles F.Redeker – 214,219 стр.

Если вы обнаружили ошибку на странице, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: