читать предыдущую статью: Божественный План Веков (1886-1888)
ВРЕМЯ ПРИБЛИЗИЛОСЬ
(1889-1890)
1889 год
(Расселу 37 лет)
РАССВЕТ ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ: ВРЕМЯ ПРИБЛИЗИЛОСЬ
В январе 1889 года пастор Рассел опубликовал давно анонсированный второй том серии «Рассвет Тысячелетия» – The Millennial Dawn vol. II: The Time is at Hand (Время Приблизилось).
Книга была обширной и насчитывала 366 страниц в твердом переплете. Стоимость покупки составила 1 доллар (для подписчиков Сторожевой Башни – 75 центов). Поэтому цены остались прежними, несмотря на то, что цены на бумагу и печать выросли.
В этом труде пастор Рассел дал свое объяснение времени и способу второго пришествия Христа на землю и включил подробные аргументы, отождествляющие систему папства с Великим Вавилоном из Книги Откровение. Самым важным посланием книги было громкое объявление о том, что с момента создания первого человека Адама до 1872 года прошло шесть тысяч лет. Это означает, что начался «день скорби», а битва Армагеддон «закончится в 1914 году полным свержением нынешних правительств земли». В книге содержалось много смелых утверждений, которые заставили сторонников взглядов, провозглашенных пастором Расселом, понять, что они получили еще одно доказательство истинности Божественного Плана Веков.
[В предисловии к этой книге, написанному в 1916 году, и опубликованном в Сторожевой Башне (это предисловие позже было добавлено в новые издания книги) Автор объяснил суть ожиданий, а также признавал, что некоторые из них были преждевременны, так как пророчества указывали на начало событий, связанный с лишением власти язычников, а не на их завершение]
В рекламном буклете содержится такая информация:
«Библейский анализ хронологии и истории мира. Цель этой книги – сравнить библейские свидетельства и показать их значение. Среди прочего, в этих лекциях обсуждаются следующие темы: Определенные Богом времена и сроки; Библейская хронология; Исполнение пророчеств времени во время Первого пришествия Христа: Семьдесят седьмин из пророчества Даниила; Предсказанные события исполнились; Ключ к другим временным пророчествам; Времена язычников: их конец в 1914 г.; Бедствия, которые будут происходить; Царство Бога свергнет языческое правление; Второе пришествие нашего Господа; Великий Юбилей Земли; Параллельные эпохи; Пришествие Илии; Человек греха».
Дополнительная офисная работа, связанная с публикацией этого тома, привела к публикации январско-февральского номера Сторожевой Башни Сиона. Второй том «Рассвета Тысячелетия» был опубликован в апреле-мае. В то же время пастор Рассел начал работу над третьим томом. Несмотря на множество обязанностей, Чарльз видел в письмах постоянно растущую проблему отсутствия библейских трактатов. Трактаты из серии Bible Student Tract (Трактаты Исследователей Библии), изданные в 1881-1882 годах, давно исчерпаны, а их содержание часто отклоняется от новейшего понимания пророчеств и образов Библии. По этой причине Рассел начал работу над подготовкой новой серии библейских трактатов, которые должны были появиться под общим названием «Old Theology Quarterly» (Ежеквартальник Старой Теологии»), с последовательными номерами и подзаголовками. Их название, – старой теологии, – указывало на то, что взгляды, представленные в трактатах, не являются чем-то новым, но происходят из Библии и являются старым библейским богословием. Трактаты предоставлялись дистрибьюторам бесплатно для распространения среди заинтересованных. Первый январский трактат был издан под названием «Учит ли Священное Писание о том, что вечные мучения являются возмездием за грех?» Начальный тираж в 10 000 экземпляров был распространен очень быстро, и в июне были напечатаны еще 50 000 экземпляров. Пастор Рассел отметил, что размер трактата идеально подходит под размер конверта, и поэтому его можно отправлять многим друзьям. Чтобы облегчить эту форму проповеди, постоянно печатались т.н. «миссионерские конверты» (в нескольких цветах, с напечатанными привлекательными библейскими стихами).
* * *
В то же время Мария Рассел признала, что приобрела такой большой опыт ухода за 19-летней падчерицей Роуз Бэлл, что может написать статью о воспитании детей. Это была третья статья из серии, посвященной христианскому благочестию женщин (Как Стать Женщиной, Исповедующей Благочестие). Она появилась в январе и содержала вполне разумные советы:
«Во-первых, если мы хотим правильно формировать других, мы, подобно Богу, должны правильно управлять собой: мы должны просто быть добрыми, приятными, благодарными, терпеливыми и любящими, всегда помня, что наш самый эффективный урок – это наш личный пример. Если ты учишь только словами, ты постоянно обращаешь внимание на свои слабости и осуждаешь себя, а наблюдательное восприятие детей быстро придет к выводу, что нужно самому делать то, о чем говоришь; и все твои проповеди будут напрасны, если ты этого не сделаешь. И вот первое правило для родителей-христиан – насколько это возможно, будьте такими, какими хотите, чтобы были ваши дети. Никогда не забывай, что ты учитель, за тобой следят и подражают с утра до ночи. Если ты раздражителен, обеспокоен и жалуешься, ты не любишь выполнять свои обязанности […], не удивляйся, если окажется, что в твоем ребенке скопированы те же самые черты […].
С другой стороны, если ты жизнерадостен и счастлив, ты выполняешь жизненные обязанности с большим удовольствием, имея удовольствие служить в офисе и дома; если ты благодарен за все то, что получаешь в этой жизни, желая что-то сделать и помочь снять беспокойство и уменьшить давление на твоих менее привилегированных соседей, дети, бегающие вокруг твоих ног, быстро увидят и примут твой счастливый, благодарный, энергичный и полезный дух; так что половина победы в домашнем образовании будет достигнута […].
Попробуйте узнать своих детей; наслаждайтесь их компанией, и пусть они наслаждаются вашей. Будьте молоды с ними, но дайте им преимущества вашего многолетнего опыта; и поэтому никогда не позволяйте вашему достоинству опускаться до уровня легкомысленности и вспыльчивости».
Статья содержала многочисленные замечания, мысли и советы, которые в подавляющем большинстве опережали свое время. Мария также дала пять советов, которые были полезны в воспитании детей:
«Искусство воспитания детей – в таблетке:
-
- Когда ты уже соглашаетесь на что-то, делай это с радостью.
- Когда ты отказываешь, отказывай решительно.
- Часто хвали.
- Никогда не ворчи.
- Избегай споров, но как только проблема возникнет, ты должен разобраться с ней. С детьми как с мужчинами, из которых лишь немногие, по словам Гёте, открыты для принятия готовых решений, большинство из них предпочитают, чтобы их убеждали».
* * *
Весной 1889 года был опубликован специальный выпуск «Сторожевой башни Сиона» за апрель-май, который на 360 страницах содержал книгу The Millennial Dawn vol. II: The Time is at Hand (Время Приблизилось). Публикация книги в такой форме и рассылка ее всем подписчикам была чрезвычайно дорогой и трудоемкой задачей, но пастор Рассел был в первую очередь заинтересован в распространении своего понимания Божьих тайн. Он порекомендовал всем своим сторонникам, чтобы они имели и тщательно анализировали как первый, так и второй том серии «Рассвет Тысячелетия». Чарльз писал, что чтение тома дважды, а иногда даже четыре раза, позволяет читателю полностью понять все мысли, содержащиеся в этих трудах
* * *
В апреле в Аллегейни прошло традиционное собрание исследователей Библии, которые приехали на празднование Воспоминания смерти нашего Господа Иисуса Христа с пастором Расселом. Интересно то, что три железнодорожные линии (Нью-Йоркские Центральные Железные Дороги, Балтимор и Огайо-Рейл-Роудс, а также Пенсильвания-Рейл-Роудс) позволяли заинтересованным покупать билеты по сниженным ценам, чтобы приехать в Питсбург и Аллегейни. Получатели скидки могли купить билеты за треть их реальной стоимости. Благодаря этому 14 апреля в Аллегейни собрались 225 человек из двенадцати штатов Америки и Канады, а именно из Пенсильвании, Огайо, Нью-Йорка, Иллинойса, Вирджинии, Западной Вирджинии, Теннесси, Кентукки, Коннектикута, Мэриленда, Мичигана, Нью-Джерси и канадской провинция Манитоба. 22 человека приняли символ крещения. Встреча длилась два дня и была наполнена лекциями и размышлениями на многочисленные библейские темы. Прибывшие побуждали друг друга стать еще более активными в деле Жатвы Евангельского Века. Всего в апреле этого года около 2,5 тысяч человек собрались в 339 собраниях, чтобы посетить Воспоминание. Таким образом, всего за несколько лет небольшая группа из нескольких изучающих Библию вместе с Чарльзом Расселом превратилась в растущее религиозное движение. Все чаще они использовали названия Dawn Cirlces (Кружки Рассвета) или Chart Talks (Беседы о Схеме Веков) для определения своих собраний.
В июне 1889 года пастор Рассел использовал необычную формулировку для своей книги Millennial Dawn: The Plan of the Ages (Рассвет Тысячелетия: План Веков)». Он сказал о ней, что это «ключ к Библии» – «рука помощи для исследователей Священного Писания». Эти определения наиболее четко отражали мнение, которое очень быстро сложилось в отношении этой необычной книги. Исследователи Библии считали ее «ключом» к пониманию Божьего Слова. Она была для них огромной помощью, которой воспользовались все собрания исследователей Священного Писания. В июле Рассел выпустил второй трактат из серии Old Theology Quarterly – «Библейские учения о стихийных бедствиях, и почему Бог допускает их?»; а в ноябре «Протестанты пробудитесь! Дух Великой Реформации умирает. Как действует священство сегодня?». В конце года Рассел решил, что декабрьский выпуск Сторожевой Башни Сиона не будет выпущен. Вместо этого читателям были разосланы трактаты Old Theology Quarterly.
* * *
БИБЛЕЙСКИЙ ДОМ
Это был четырехэтажный дом из красного кирпича. Он был прекрасно приспособлен для всех задач. На первом этаже размещались помещения типографии Tower Publishing Company, склад литературы и сортировочная материалов для рассылки. На втором этаже были офисы Общества Сторожевой Башни Сиона. Третий этаж занимал зал собраний, который мог вместить около 200 человек, и часто использовался для организации публичных лекций. На верхнем этаже размещались служебные квартиры некоторых из 19 сотрудников – некоторые из них предпочитали жить вместе с другими братьями, а не в своих собственных домах или квартирах. Чтобы облегчить им жизнь, в здании была полностью оборудованная кухня и большая общая столовая. Пастор Рассел и его жена также жили в этом доме. В их распоряжении была отдельная квартира с кухней, столовой, спальнями, библиотекой, двумя гостиными и ванной комнатой. Чарльз Рассел считался «главой» дома.
С юридической точки зрения, вся эта недвижимость была собственностью Tower Publishing Company. Здание получило название Библейский Дом. С тех пор в этом доме размещался главный офис Общества Сторожевой Башни Сиона.
* * *
1890 год
(Расселу 38 лет)
«Присутствовало около двести Божьих слуг – с нашей точки зрения и с точки зрения Божьего Слова, все являются слугами истины; все они признаны священниками – царственным священством – которые оправданы драгоценной кровью и которые посвятили себя Богу и Его истине. Среди этих двухсот были те, которые были пасторами в различных человеческих организациях и которые ранее привыкли к титулам Преподобный и т.д., но здесь все являются братьями и священниками Бога, служащими на общих принципах под руководством одного Первосвященника нашего исповедания, Иисуса Христа. Среди них были те, которые ранее служили пасторами лютеран, пресвитериан, объединенных пресвитериан, методистов, баптистов, протестантских методистов и объединенных братьев. Было замечательно видеть, как они признают, что есть только одна Церковь, имена которой записаны на небесах, и одно вероисповедание – Божье Слово, и один Господь и Учитель – Иисус Христос, и один титул – братья, и один святой чин – чин царственного священства. Это напоминало нам Пятидесятницу, когда парфяне, мидяне, эламиты, жители Месопотамии и Заречья (Деян. 2:8-12) объединились в восхвалении Бога; потому что во всех них было одно сердце и одно желание учиться и служить истин».
* * *
В мае 1890 года пастор Рассел опубликовал уникальную книгу – сборник стихов и набожных песен Poems and Hymns of Dawn (Поэмы и Гимны Рассвета). Книга содержала сборник из 151 религиозного стиха и 333 песен, и продавалась всего по 40 центов. Она оказалась большим подкреплением для собраний исследователей Библии. Чарльз написал о ней:
«Эта книга очень нужна всем нам. Недостаточно заглядывать в великий план Бога, изучать времена и сроки исполнения Его чудесных обетований; но делая это, мы должны принимать эту пищу и размышлять о Божьей доброте, рассказывать о Его милосердии, о прошлых, настоящих и будущих благословениях, и восхвалять Его в наших сердцах, а также нашими голосами. Мы уверены, что этот том стихов и песен поможет вам в развитии духа посвящения. Пусть Бог обильно благословит вас в достижении этой желанной цели».
Некоторые думали, что автором этих стихов был пастор Рассел, но на самом деле большинство из них были написаны Эрнстом Чарльзом Хеннингесом (1871–1939). Этот молодой человек встречался с падчерицей Рассела Роуз Бэлл почти год. Их отношения никого не удивили в Библейском Доме, и Рассел поддержал их. В следующем году молодой Хеннингес, как постоянный сотрудник, должен был поселиться в Библейском Доме.
* * *
На протяжении 1890 года Чарльз проводил большую часть своего времени в написании третьего тома «Рассвета Тысячелетия». В августе и сентябре он еще раз опубликовал в Сторожевой Башне Сиона популярную брошюру The Tabernacle and Its Teachings (Скиния и ее Учения). Кроме того, были опубликованы еще четыре трактата из серии Old Theology Quarterly с заголовками: Взгляд на Тысячелетие д-ра Талмейджа: Дружеские советы по изучению Библии и пособия для исследователей Библии; Учения Библии о Надежде Мира; а также Удивительная история, рассказывающая о Божьей мудрости, любви и милости. Рассел также рекламировал своим последователям специальное издание Нового Завета, изданное в 1878 году Джозефом Брайантом Ротергамом. Это было специальное издание, которое содержало собственную симфонию со ссылками, что позволяло исследователям Библии быстро находить стихи. Новый Завет Ротергама стал большой помощью, широко используемой в собраниях исследователей Библии. Осенью 1890 года первый том «Плана Века» был переведен на французский язык. Книга вскоре стала доступна во Франции и франкоязычной части Канады.
В том же году пастор Рассел основал служение проповедников, которые служили желающим общинам. Параллельно развивалась работа волонтеров и распространителей. Количество людей, активных в служении истине, оценивается примерно в четыре тысячи человек. Таким образом, дело «Жатвы Евангельского Века» продолжалось.
* * *
Обработано на основании книги Чарльза Ф. Редекера, «Пастор Ч.Т. Рассел. Посланник Тысячелетней Надежды», с. 9-45 (англ.). Некоторая информация взята из книги Ф. Зидека «Чарльз Тейз Рассел: Его Жизнь и Времена. Человек, Тысячелетие и Послание» (англ. и пол.), а также из журнала «Сторожевая Башня»
Смотри также:
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: