читать предыдущую статью: Перелом в поисках (1869-1875)
ВСТРЕЧА С БАРБУРОМ
(1876-1877)
1876 год
(Расселу 24 года)
Нельсон Барбур (1876-1877)
В январе 1876 года, во время деловой поездки в Филадельфию, 24-летний Чарльз Рассел получил религиозный журнал Herald of the Morning (Вестник Утра). Уже по графике на обложке он понял, что журнал был опубликован адвентистами.
Этот журнал был опубликован адвентистским проповедником Нельсоном Барбуром (1824-1905). После разочарования 1844 года он назначил новую дату второго пришествия Иисуса Христа, указывая на 1873 год, а затем на осень 1874 года. Когда эти даты прошли, Барбур провел углубленный анализ стихов из 24-й главы Евангелия от Матфея (Мат. 24:27,37,39). Из перевода Диаглотт он понял, что греческое слово парусия было переведено в английском языке как «пришествие», а должно быть «присутствие». Это был ключ, благодаря которому Барбур правильно понял хронологические пророчества. Он также понял, что второе пришествие Христа на землю будет невидимым для человеческих глаз, и он начал этому учить. Вот почему в 1873 году он начал публиковать религиозный журнал The Midnight Cry (Полночный Крик), который через год изменил свое название на Herald of the Morning. И, собственно, одна копия этого журнала попала в руки пастора Рассела.
Чарльз, взяв в руки это адвентистское издание, ожидал, что он традиционно встретит еще одну дату «сожжения мира», но он с удивлением заметил, что ее редактор пишет необычные вещи. В этом выпуске Нельсон Барбур опубликовал письмо от человека по имени Б.В. Кейт из Данвилла, Нью-Йорк. Он изложил свои переживания, связанные с ожидаемым возвращением Христа на землю в 1873/1874 годах. По этому поводу Барбур представил мнение, что целью второго пришествия Христа не будет уничтожение всего мира, а благословение всех родов земли. Кроме того, он писал, что Христос не должен был прийти во плоти, но как духовное существо, невидимое для человеческих глаз. Он подчеркнул, что Христос уже присутствует на земле как могущественное и невидимое существо, что он пришел «как вор ночью» – то есть украдкой, незаметно для мира, но открывается ревностным, бдительным святым (1 Фес. 5:2-4). Он также указал, что началась «жатва пшеницы» (Мат. 13:1-58), что это время сбора Его Церкви – Невесты – время отделения «пшеницы» от «плевел», и что этот процесс будет продолжаться, а мир не будет об этом знать.
Рассел позже написал:
«Я был рад, что другие пришли к такому же пониманию, но я был поражен, заметив осторожное заявление, что редактор «Вестника Утра», считает, что пророчества показывают, что Господь уже присутствует в мире, невидимый и незаметный, и что время Дела Жатвы, сбора урожая пшеницы уже настало, и что эта точка зрения была поддержана пророчествами времени, относительно которых у меня были сомнения несколько месяцев назад.
И здесь появилась новая мысль: возможно ли, что пророчества времени, которыми я так долго игнорировал из-за того, что адвентисты ими злоупотребляли, действительно указывали, когда Господь должен был невидимо присутствовать для установления своего Царства? – то, что я ясно видел, не может быть рассмотрено каким-либо другим способом. Было очень разумно ожидать, что Господь проинформирует Его людей об этом, тем более, что Он обещал, что верующие не останутся в темноте с миром, и хотя «день Господень» придет ко всем остальным как вор ночью (тайком, неожиданно), это не должно было относиться к ревностным, бдительным святым – 1 Фес. 5:4».
Это вызвало большой интерес у Чарльза. Тем более, что некоторые подобные выводы он уже сделал после изучения Библии, проведенного в Питтсбурге. «Желая учиться как можно больше из каждого источника всему, чему Бог хочет учить», Рассел немедленно телеграммой связался с Барбуром. Он написал, что согласен с ним по большинству вопросов, но хочет узнать больше подробностей и доказательств из Писаний, на основании которых Барбур утверждал, что второе присутствие Христа и Жатва Евангельского века начались осенью 1874 года. Полученный ответ подтвердил предположение Рассела о том, что Барбур использует то же самое пророчество, что и Вторые Адвентистов в 1873 году. По-видимому, Барбур был вторым адвентистом, который после разочарования 1873-1874 гг. продолжал свои дальнейшие хронологические поиски. Благодаря этому он пришел к выводу, что ожидания были правильными, а осенью 1874 года Иисус Христос пришел во Втором Пришествии, но ключом к пониманию всего этого была невидимость Его духовного пришествия. Оба договорились встретиться.
После переписки в марте 1876 года 52-летний Барбур и его коллега Джон Генри Патон (1843-1922) прибыли за счет Рассела из Рочестера (Нью-Йорк), в Аллегейни (штат Пенсильвания; расстояние 285 миль – около 460 км).
Встреча оказалась чрезвычайно плодотворной для обеих сторон. Рассел и Барбур выслушивали аргументы друг друга и сравнивали выводы, сделанные из библейских исследований. Оказалось, что они удивительно сходятся друг с другом. Это положило начало их плодотворному сотрудничеству в служении Богу, истине и братьям.
Барбур представил четкие доказательства, подтвержденные хронологическими пророчествами, что осенью 1874 года произошло невидимое второе пришествие Христа. В то же время это означало начало периода Жатвы Евангельского Века. Кроме того, Рассел пришел к пониманию того, что в 1799 году началось время конца, а в 1874 году началось благословенное Тысячелетие. Этот начальный этап, в котором он жил, Рассел назвал «Рассветом Тысячелетия». А Барбур представил взгляды, свидетельствующие о том, что вознесение святых должно состояться в апреле 1878 года. Барбур также отметил, что многие бывшие адвентисты, все еще помня о разочаровании 1844 года, а затем пережившие разочарование 1873 и 1874 годов, начали полностью терять веру в Слово Божье. Оба мужчины согласились, что они должны сделать что-то быстро на благо всех адвентистов. Все, что они поняли из Божьего Слова, дало им мотивацию с величайшим рвением и энтузиазмом начать провозглашать открытые библейские истины. Рассел сказал следующее:
«Осознание того, что мы находимся в периоде жатвы (конец века), было для меня стимулом распространять истину в большем масштабе, чем раньше. Поэтому я решил начать активную кампанию провозглашения истины».
Позже он также написал:
«[…] Будучи позитивно настроен и вполне посвящен Господу, я сразу же увидел, что эти особые времена, в которые мы живем, налагают на нас, как учеников Христа, определенную обязанность. Поскольку мы живем во время Жатвы, мы должны заниматься делом жатвы, а «настоящая истина» должна быть серпом, которым мы будем выполнять дела сбора и сжатия повсюду между Его детьми».
Тем временем Барбур вернулся в Рочестер, а Рассел узнал, что «Вестник Утра» имеет серьезную нехватку средств. В результате пережитого разочарования большинство вторых адвентистов потеряли всякий интерес к теме пророчеств времени и прекратили подписку. По этой причине публикация The Herald of the Morning приостановилась.
В то время Рассел принял быстрое решение и профинансировал дальнейшую публикацию этого издания, став с октября со-редактором и близким соратником Барбура, который также получил необходимые финансовые ресурсы, чтобы подготовить план книги о Благой Вести, в которую должны были войти таблицы времени. В августе 1876 года Рассел профинансировал публичное выступление Барбура в Сент Джордж Холл, в Филадельфии, а также принял участие в других его публичных лекциях.
* * *
(Первое Воззвание Жатвы Евангельского Века 1874-1881)
ПЕРВАЯ СТАТЬЯ РАССЕЛА
В октябре 1876 года Чарльз Рассел в журнале «The Bible Examiner», издаваемом Джорджем Сторрсом, опубликовал свою первую статью. Она называлась: «Времена язычников – когда они закончатся?». Рассел показал в ней, что «семь времен» из пророчества Даниила закончатся в 1914 году, что станет концом времен язычников. Таким образом, Рассел начал свою общественную работу. С этого момента мы можем говорить о работе и деятельности пастора Чарльза Рассела. Это было также началом Первого Воззвания Жатвы Евангельского Века (1874-1881).
В то время группа исследователей Библии из Питтсбурга (насчитывавшая на то время 30 человек) присоединилась к немного большей группе Барбура из Рочестера. В октябре того же года Рассел был избран пастором собрания исследователей Библии в Питтсбурге. Его критики обвинили его тогда, когда он стал самозваным священнослужителем новой религиозной группы. Рассел ответил им по этому поводу следующее:
«Есть другое специальное рукоположение для тех, кого называют слугами Евангелия, к которым я себя отношу. Это рукоположение везде признается всеми церковными группами; […] оно должно совершаться через поднятие руки – путем голосования».
Как интересный момент, можно добавить, что с 1876 года братья из Питтсбурга начали отмечать ежегодное памятное торжество, посвященное смерти нашего Господа. Они отмечали его в тот день, когда, согласно еврейскому календарю, выпадало 14 нисан – день жертвенной смерти Иисуса Христа. В последующие годы (до 1893 года) братьев из близлежащих городов приглашали по мере возможности приезжать в Питтсбург, чтобы вместе отмечать воспоминание. Однако со временем число братьев увеличилось настолько, что лучше было собираться вблизи места их проживания.
* * *
В декабре 1876 года, в возрасте 70 лет, умер дядя Чарльза Тейс. Он оставил свое имение живым родственникам. Таким образом, Чарльз Рассел унаследовал 10 000 долларов, что на то время было большой удачей. Он потратил часть этих денег на продолжение публикации журнала Вестник Утра, который сразу же перепечатал статью Рассела «Времена язычников – когда они закончатся» (на основании записи в Луки 21:24). Затем Рассел был включен в список издателей в качестве помощника издателя.
* * *
1877 год
(Расселу 25 лет)
(Первое Воззвание Евангельской Жатвы 1874-1881)
В январе 1877 года Барбур опубликовал обширный буклет Рассела, под названием The Object and Manner of Our Lord’s Return (Цель и способ возвращения нашего Господа). При использовании офисов, распространяющих журнал Вестник Утра, было продано 50 000 экземпляров этой брошюры. Она подчеркивала, что Христос не вернется в видимом теле, – как это обычно понимают, – но как могущественное, невидимое духовное существо, которое будет править на земле, чтобы установить давно обещанное Тысячелетнее Царство и принести благословения реституции всему человеческому роду.
Под влиянием учений этой брошюры Нельсон Барбур и его соавтор Джон Патон начали писать новую публикацию, целью которой было собрать все библейское богословие, которое они поняли до сих пор. Чарльз Рассел вскоре также присоединился к ним. Когда они закончили, выяснилось, что была создана 197-страничная книга под названием «Три мира. Жатва этого мира». Рассел профинансировал ее издательство весной 1877 года.
Ее автором был Барбур. В ней представлены все их текущие взгляды. Она объясняла многочисленные пророчества, параллели времени и загадки библейской хронологии, указав, что осенью 1874 года началось невидимое Второе Присутствие Христа на земле. Рассел и Барбур также доказали, что в 606* г. до н.э. Иудейское царство пало и, таким образом, вся власть перешла в руки язычников – начались времена язычников. Конец «семикратного» периода из пророчества Даниила (2520 лет) должен был истечь в 1914 году, когда они ожидали конца Времен Язычников и начала установления Божьего Царства. Кроме того, Рассел представил взгляд относительно Искупительной Жертвы Иисуса и Реституции (восстановления) мира.
* По новому исчислению 607 г. до н.э.
* * *
КАМПАНИЯ ПРОВОЗГЛАШЕНИЯ ВОЗВРАЩЕНИЯ НАШЕГО ГОСПОДА
В течение этого периода Чарльз проводил примерно столько же времени в Аллегейни и Питтсбурге (Пенсильвания), как в Рочестере (Нью-Йорк), где он был частью персонала, издающего журнал Вестник Утра. Примерно в это же время Чарльз Рассел и Нельсон Барбур начали путешествовать, чтобы обрести больше читателей журнала. Расходы на эти поездки были покрыты за счет продажи книги «Три мира. Жатва этого мира», а также из частных ресурсов Рассела. Через некоторое время к ним присоединился Джон Патон, чьи транспортные расходы были покрыты аналогичным образом. Это была энергичная кампания в течение нескольких месяцев, целью которой было провозгласить «возвращение Господа». Путешествуя из города в город, они продвигали и продавали книгу «Три мира. Жатва этого мира». Чарльз много путешествовал по Новой Англии и штатам Нью-Йорк, Пенсильвания, Огайо, Индиана, Мичиган, Западная Вирджиния и Кентукки. Он использовал свой опыт продавца и рекламировал книгу по-современному, используя распространяемые листовки. К брошюрам прилагалась подписная форма журнала. Сама же брошюра была 32-страничным трактатом под названием «Трактат три мира». Это была сокращенная версия вышеупомянутой книги. В то же время Чарльз распространял ранее опубликованный буклет «Цель и способ возвращения нашего Господа», тираж которого 50 000 быстро разошелся. В короткое время необходимо было возобновить его переиздание.
Очень быстро Рассел пришел к выводу, что было бы лучше, если бы один из них поселился на постоянное место и занимался регулярным изданием религиозного журнала, который будет поддерживать интерес и развивать знания об Истине среди читателей. Поскольку у Барбура уже был такой опыт, его выбор был понятен. Сначала Барбур пытался отказаться из этого предложения, утверждая, что до сих пор нет новых подписчиков на журнал. Он также отметил, что отсутствие пишущей машинки (она была продана) не позволяет писать статьи для журнала «Вестник Утра». Чтобы решить эти проблемы, Рассел оставил в банке чек на несколько сотен долларов в распоряжение Барбура. Эти меры должны были обеспечить покупку пишущей машинки и возобновление публикации ежемесячного периодического издания. Рассел также предостерег, чтобы эти средства были потрачены очень экономно.
Между тем, Рассел и Патон продолжали путешествовать, используя любую возможность поговорить с заинтересованными людьми. Библейские чтения и лекции произносились на открытых собраниях, на улицах и в протестантских церквях. Таким образом, вновь открывшиеся библейские истины доходили до все большего числа адвентистов, многие из которых были в сомнении после разочарования 1844 года. Теперь слова утешения и надежды вылились в их сердца и умы. Это был период большого волнения, в течение которого многие люди погружались глубже в Божье Слово. Именно благодаря этой деятельности Рассел стал известен как «пастор». Число последователей представленных им учений постепенно увеличивалось, и мнение о нем, как о хорошем публичном ораторе укрепилось. Во время объезда штата Новая Англия истиной заинтересовался молодой методистский проповедник А.П. Адамс, который в скором времени стал постоянным сотрудником. К ним также присоединился А.Д. Джонс, который стал ценным сотрудником в деле Жатвы.
Возможно, под влиянием этих событий Рассел принял совершенно инновационную инициативу и созвал две встречи, на которые он пригласил всех духовных из Аллегейни и Питтсбурга. Он хотел представить им выводы, сделанные им из изучения Библии. В то же время он был убежден в том, что логические и гармоничные библейские учения убедят священнослужителей, и через церкви истина достигнет всех людей. Он считал, что если бы он мог доказать, что в древние времена было отклонение от библейских учений, и теперь Библию можно было бы лучше понять, духовенство могло бы использовать свое влияние, чтобы убедить духовенство всего мира распространить послание со своих кафедр. Около трети приглашенного духовенства пришли на собрание. Несмотря на длительную дискуссию, никто не согласился с идеями, представленными Расселом. Тогда Рассел пришел к выводу, что необходимо охватить отдельных людей, а не большие церкви христианства.
Тогда он принял четыре важных решения: (1) он решил посвятить свою жизнь распространению евангельской истины; (2) он решил продать часть своих акций в семейном бизнесе и распределить полученные таким образом средства на мероприятия по евангелизации; (3) он решил не собирать деньги на своих религиозных собраниях; (4) решил, что деятельность будет целиком основана на добровольных пожертвованиях, даже если это будет означать использование всех его активов для дела истины. В результате Рассел безотлагательно продал несколько своих магазинов одежды и других бизнесов, получив таким образом сумму около 350 000 долларов США (эта сумма имела покупательную способность, по оценкам на 2005 год, в размере 6 700 000 долларов США). Он сделал это, потому что был предан Богу, и, как он понял тогда, до 1878 года осталось только два года, в течение которых они ожидали, что святые будут забраны с земли.
Располагая теперь большим количеством свободного времени, Чарльз увеличил количество и частоту своих поездок. Используя листовки за несколько недель до того, он сообщал жителям данного города о своем прибытии с намерением представить проповеди из Слова Божьего. В местных газетах обычно сообщалось о прибытии пастора Рассела. Он приглашал на встречу послушать лекцию с возможностью задавать вопросы. Для этого он арендовал комнаты или использовал арендованные большие миссионерские палатки. Иногда его приглашали в протестантские церкви. Такие маркетинговые методы, используемые в евангелизации, вызвали скандал среди многих известных протестантских пасторов, но Чарльзу было все равно. У него было сильное убеждение в данной миссии, и он пытался как можно быстрее распространить возложенное на него послание истины. Он провозглашал, что в 1874 году Господь Христос вернулся невидимым духовным способом. Также сообщал аудитории, что это означает конец «Времен Язычников» и начало «времени тяжкого, какого не бывало с тех пор, как существуют люди». Предполагалось, что это будет начало установления Божьего Царства на земле.
Все это вместе было провозглашаемым пастором Расселом посланием из Ев. Матфея: «Но в полночь раздался крик: вот, жених идет, выходите навстречу ему» (Мат. 25:6). Таким образом, после крика началась общая работа, которой предшествовало несколько лет индивидуального дела жатвы. Провозглашение второго пришествия нашего Господа начало разделение Церкви (истинно посвященных) от Вавилона. Эта работа продолжалась до весны 1878 года. В течение всего этого времени продолжалось также дело первого воззвания Жатвы Евангельского Века (1874-1881).
* * *
Обработано на основании книги Чарльза Ф. Редекера, «Пастор Ч.Т. Рассел. Посланник Тысячелетней Надежды», с. 9-45 (англ). Некоторая информация взята из книги Ф. Зидека «Чарльз Тейз Рассел: Его Жизнь и Времена. Человек, Тысячелетие и Послание» (англ. и пол.), а также из журнала Сторожевая Башня
Смотри также:
Начало издательства журнала Сторожевая Башня Сиона (1878-1880)
Подбробная биография Чарльза Рассела – вначало
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: